Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Шацкий Станислав Теофилович

ШАЦКИЙ Станислав Теофилович (1.6.1878, Смоленск – 30.10.1934, Москва) – педагог; канд. естественных наук (1903); проф.

В 1896 поступил в Императорский Московский ун-т на математический факультет, затем перевелся на медицинский факультет, в 1898 перешел на естественное отделение физ.-мат. факультета, кот-е окончил в 1902. Учился в Петровской земледельческой и лесной академии и в Московской консерватории по классу вокала (1903–05). В 1905 вместе с А.У. Зеленко стал вести культурно-просветительскую работу с подростками из рабочих семей в Марьиной Роще и в летней колонии в Щелково, при этом основное внимание уделялось трудовому и общественному воспитанию. В 1905 Ш. и его единомышленники создали общество «Сетлемент», целью кот-го было содействие развитию и удовлетворению культурных и общественных потребностей малообеспеченного населения. Ш. совместно с сотрудниками напечатал первую работу о «Сетлементе» под названием «Дети – работники будущего». К 1908 в культурно-просветительское общество входили: дневной приют, детский сад, училище, кабинет врачебной помощи, ремесленные курсы, колония в Щелково. На курсах обучали основным московским профессиям, что давало возможность выпускникам трудоустроиться. В клубах проходили общеобразовательные занятия, педагоги организовывали экскурсии, прогулки, подвижные и спокойные игры; устраивались вечеринки, литературные вечера и спектакли. Ш. был сторонником детского самоуправления. В 1908 «Сетлемент» был закрыт, но в 1909 общество возникло под новым названием «Детский труд и отдых». Ш. предложил организовать работу общества вокруг детского труда, включающего элементы игры и детского творчества. В 1910  Ш. с целью изучения педагогического опыта трудового воспитания был в Скандинавии. В 1911 принял предложение М.К. Морозовой об организации на территории ее владений детской летней колонии «Бодрая жизнь». Ш. удивительно точно нашел принцип организации детей вокруг труда. По мнению Ш. труд – это обязательное условие развития общественной жизни. Воспитанников колонии также приобщали к миру музыки, театра, творчества. В 1912 создал проект опытной станции по детскому воспитанию, кот-я охватывала все возрастные группы детей и главные виды работ с ними, начиная от детского сада и кончая школой, вместе с работой клубов, мастерских, детской библиотекой и детской трудовой колонией. Этот проект был повторен в 1915, в него были включены также опытные курсы. К 1917 Ш. имел опыт успешной работы с детьми, признание и известность как педагог, печатные труды, творческие программы. В статье «На пути к трудовой школе» (1918) представил модель новой трудовой школы, кот-я должна придти на смену существующей «школы учебы», предлагал идти от ребенка, от особенностей детства и детской индивидуальности. Исходя из идеи, что работа с детьми – это организация их жизнедеятельности, описывал пять ее составляющих: труд, игра, искусство, работа ума и детская социальная жизнь. Считал игру жизненной лабораторией детства. В детском искусстве видел проявление потребности во внешнем выражении душевных процессов, переживаний и впечатлений. У маленьких  детей  элементы труда, игры и искусства слиты воедино. Социальная жизнь детей способна достигнуть чрезвычайно высоких форм общежития. Умственная жизнь может развиваться при связи опыта ребенка и опыта, накопленного в культуре. В 1919 возглавил Первую опытную станцию при Наркомпросе РСФСР по народному образованию, целью кот-й было содействовать культурному просвещению населения. Первая опытная станция состояла из двух отделений: сельского – в Калужской обл. на базе «Бодрой жизни» и городского в Москве. Сюда входили ясли и детские сады, 15 начальных школ, 2 средние, школа-колония «Бодрая жизнь», клуб-читальня, а также работали педагогический техникум и курсы для учителей. Принимая с 1921 участие в науч.-пед. секции Государственного ученого совета Наркомпроса, Ш. стал одним из создателей комплексных программ, кот-е были введены в 3, 4 и 5 кл. (1925–26). Разработал и апробировал педагогическую концепцию «педагогика среды». В программной статье «Изучение жизни и участие в ней» определил новые педагогические принципы: вся среда, окружающая ребенка, – это пространство воспитательного влияния; природа, экономика, быт, социальная организация – основные факторы воспитания; следует изучать как саму жизнь, так и детское представление о жизни. Сочинения и ответы на вопросы анкет – два основных пути получения представлений о среде через ребенка; изучать среду «как она есть» необходимо путем науч. сбора данных, фактов, статистики; изучение среды предполагает изменение ее. В 1920-е был проф. педагогического факультета 2-ого МГУ, на котором читал лекции для школьного и дошкольного отделений (ныне – факультет начального образования и факультет дошкольной педагогики и психологии). Читал лекции в Москве, Калуге и на Угодском Заводе в колонии для российских и иностранных педагогов. Придавал большое значение методике коллективной работы студентов по принципу «метода проектов», считая, что зачеты и экзамены формализуют обучение. Предлагал создать Центры педагогической работы по трем направлениям: науч.-исследовательское, учебное, практическое. В книге «Годы исканий» (1924) Ш. выявил главные недостатки гимназического образования: деперсонализацию, угрозу унижения ученика, преимущественное развитие памяти, безразличие учителей к жизни детского сообщества. Деятельность Ш. получила широкую известность в России и за рубежом. По поручению Н.К. Крупской в 1929 подготовил новые программы для школ. 9 мая 1932 Первая Опытная станция была расформирована. На базе Станции в Москве была создана Центральная педагогическая лаборатория (ЦПЛ), кот-я должна была заняться обобщением передового опыта школ и учителей страны. Ш. был назначен руководителем ЦПЛ и по совместительству дир. Московской консерватории. В консерватории ввел преподавание педагогики, организовал при консерватории школу для одаренных детей, создал оперную студию. В августе 1933 выступал в Париже на Всемирном конгрессе «единства» в педагогической среде в связи с угрозой фашизма и затем на конгрессе в Реймсе. 30 октября 1934 во время подготовки Московской консерватории к революционному празднику Ш. скоропостижно скончался. Идеи Ш. получили развитие в движении форпостов культуры им. С.Т. Шацкого. Одному из них, возглавляемому Р.В. Ивановым исполнилось 35 лет, др. – многопрофильному клубу «Ровесник» – 16. Форпост им. С.Т.  Шацкого в 1970-е был в МПГИ им. В.И. Ленина. Ш. воплощал собой образ подлинного педагога. Модель организации жизнедеятельности детей, разработанная Ш., не потеряла актуальности и сегодня. Заслуга Ш. состояла и в разработке вопросов функционирования школы как комплекса учреждений, обеспечивающих преемственность и целостность в воспитании.

С о ч.: Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т. 1. Годы исканий. Мой педагогический путь. Бодрая жизнь. М., 1980; Т. 2. На пути к трудовой школе. Первая опытная станция по народному образованию при Наркомпросе РСФСР. Школа для детей или дети для школы; Острые вопросы педагогического образования. М., 1980.

“Труды Шацкого С. Т.”

Годы жизни

1878 - 1934

Исторический этап

Второй МГУ

Учёные МПГУ