Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Соловьев Владимир Сергеевич

СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (28.1.1853, Москва – 13.8.1900, с. Узкое) – философ, поэт, публицист и критик; д-р (1880); проф. Императорского Московского ун-та (ИМУ).

Сын С.М. Соловьева. Учился на физ.-мат., а затем на истор.-филолог. факультетах (ИМУ), кот-й окончил в 1873. По рекомендации В.И. Герье оставлен при каф. философии для подготовки дисс. Блестяще защитил магистерскую дисс. «Кризис западной философии. Против позитивистов» (1874). Присутствовавший на защите К.Н. Бестужев-Рюмин поздравил Россию с рождением гениального человека. В 1874 приглашен читать курс истории греческой философии на МВЖК. Спустя две недели стал преподавать курс «Метафизика и положительная наука» в ИМУ. Если студенты ИМУ находили лекции С. очень трудными, то курсистки, напротив, интересными, а часто и захватывающими. Летом 1875 С. был командирован руководством ИМУ за границу «с целью изучения индийской, гностической и средневековой философии». Побывал в Лондоне, Париже, Египте и Ницце. Приобретенный в ходе поездки мистический опыт во многом определил направление дальнейшей творческой деятельности С. Вернувшись, стал участником конфликта внутри профессорской коллегии, кот-я выступила против проф. физики Н.А. Любимова, сотрудничавшего с министерской комиссией по пересмотру Устава 1863. С. поддержал Н.А. Любимова, исключительно руководствуясь соображениями о праве каждого свободно высказывать свои убеждения, какими бы они ни были. Тем самым С. выступил не только против всей проф. коллегии, но и своего отца – ректора ИМУ С.М. Соловьева. Позиция С. в этом конфликте стала поводом для ссоры с В.И. Герье, в результате кот-й С. покинул ИМУ и МВЖК, переведясь в С.-Петербург. Защитил докт. дисс. «Критика отвлеченных начал». В 1881 был вынужден оставить преподавательскую работу из-за произнесенной публичной речи, осуждающей смертную казнь народовольцев, убивших в марте императора Александра II. С 1880-х выступал как публицист, статьи кот-го с 1883 появлялись на страницах «Вестника Европы». В 1890-х занимался философской и литературной работой, пер. Платона, философским отделом словаря Брокгауза и Эфрона. Как мыслитель С. стоял на пересечении разных духовных течений, пытался совместить науч. позитивизм и рационализм с религиозным преданием, христианский платонизм с немецким классическим идеализмом Ф.В. Шеллинга и науч. эмпиризмом. Задачу философского творчества видел в разрешении жизненного вопроса: «Быть или не быть правде на земле», понимая «правду» как реализацию христианского идеала. Разработка социальной темы привела С. к теократической утопии, основанной на союзе папы римского с русским царем как правовой гарантии «богочеловеческого дела». По мнению С., именно в теократии духовная и культурная, социальная и политическая жизнь должны быть отмечены Духом Христовым. Но С. все больше ощущал, насколько русская действительность не соответствовала этому требованию. Разочаровавшись в русской православной церкви из-за ее «безмолвного подчинения светской власти», обратился к «римскому началу», католической церкви, кот-я тогда отличалась особой энергией, выступив против притязаний секуляризированных государств. В проекте С. Россия приобретала черты теократии в результате подчинения монарха римской каф., самодержец признает в понтифике судью в вопросах веры, средоточие единства церкви. В этом заключался призыв С. к всемирной теократии. Теория С. привлекла внимание французских иезуитов, кот-е увидели в нем конвертита (обратившегося в католичество). В ходе переписки с ними С. сам усомнился в возможности объединения Западной и Восточной Церквей. В своей собственной религии (религии Святого Духа) соединил черты православия, католичества и протестантизма. Признавал православие чистейшей формой христианского учения, католичество – законным и традиционным центром христианского мира, исповедовал протестантизм как свободу мысли, свободу по отношению ко всем церковным ин-там. Философско-богословская система С. основывалась на представлении о мире как живом организме, первоисточником кот-го является мировая душа, от века существующая в Боге. Она обладает свободой и вольна выбрать: стать частью божественного мира или выделиться из его единства, обрести свободу. Выбрав вторую возможность, мировая душа, тем самым, положила начало миру, материализовавшись во времени и пространстве. Но в мире сохранилась тоска по единению с Богом, и весь мировой процесс составлял попытку возвращения в Божественное Всеединство. Греховный разрыв Мира и Бога преодолел Христос. Смысл и содержание истории человечества после Христа заключалось в достижении вселенской теократии, полного владычества Бога в мире. Этой системы, кот-я сформировалась у С. уже в  ранние годы, придерживался всю жизнь. Идеалом для С. являлось единение философии и религии, примером кот-го являлась богословская мудрость Востока. Задача человечества – достигнуть единства логического совершенства западной формы с содержательной полнотой еще бесформенных «духовных созерцаний Востока». Большое место в философском творчестве С. занимали размышления о Софии – божественной Премудрости, кот-я после грехопадения мировой души осталась в Боге. Для С. София – предмет сверхчувственного мистического опыта. Свою задачу видел в содействии объединению мировой души с божественной Софией. Возможность подобного единения достигается не за счет академической деятельности, а в результате подчинения воле Божьей, кот-я играет определяющую роль во всех областях частной и общественной жизни. С. назвал это «теургическим творчеством», или «христианской политикой».

С о ч.: Собрание сочинений. Т. 1–10. СПб., 1911–14.

Годы жизни

1853 - 1900

Исторический этап

МВЖК

Учёные МПГУ