Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Виргинский Виктор Семенович

Виргинский (наст. фам. Гуревич) Виктор Семенович (5.9.1908, Мытищи Московской губ. – 1989, Москва) – историк, специалист в обл. истории естествознания и техники; д-р исторических наук (1951), проф. (1954).

В 1924 окончил девятилетнюю трудовую школу в Сергиево (ныне Сергиев Посад), через год поступил в Московский ин-т народного хозяйства им. Г.В. Плеханова. По окончании ин-та (1930) получил специальность экономиста-плановика; начал заниматься преподаванием. В Московском ин-те истории, философии и литературы им. Н.Г. Чернышевского (МИФЛИ) окончил аспирантуру (1939). Во вр. Великой Отечественной войны находился в эвакуации в Новосибирске (кон. 1941 – осень 1945). По возвращении работал в Московском ин-те международных отношений Народного комиссариата иностранных дел СССР, а также преподавателем-консультантом в Московском консультационном пункте заочного отделения Высшей партийной школы при ЦК ВКП(б). С 1947 – действит. чл. Всесоюзного общества по распространению политических и науч. знаний. Был внештатным ред. и автором статей в Издательстве Большой Советской Энциклопедии в ред. «История естествознания и техники» (1949–51). В МИФЛИ им. Н.Г. Чернышевского защитил канд. дисс. «Французская металлургия во время Великой Французской революции XVII В.», кот-ю акад. С.Г. Струмилин оценил как «серьезный науч. труд».  Защитил докт. дисс. «Возникновение русских железных дорог и железнодорожный вопрос в России до начала 40-х гг. XIX в.» в Ин-те истории АН СССР. До перехода в МГПИ им. В.И. Ленина (1951) работал более чем в 10 вузах Москвы, читая курсы по истории техники, политэкономии, истории народного хозяйства, новой истории. В МГПИ им. В.И. Ленина преподавал свыше 30 лет. Читал лекции, спецкурсы, проводил практические занятия по истории СССР с древнейших времен до кон. 20 в. Большое внимание уделял науч. работе, руководил работой аспирантов. В 1964–65 В. начал читать подготовленный им лекционный курс «История науки и техники» на историческом факультете. Целью курса было изучение истории развития мировой и отечественной техники и связанных с ней отраслей науки с древнейших времен до кон. 20 в. В. дополнил список отраслей техники, существовавший до него, детализировал отрасли и расположил их в порядке возникновения. Курс истории науки и техники В. был неразрывно связан с курсом истории СССР. В.Ф. Хотеенков, работавший с В., вспоминал, что история науки и техники была для В. интернациональным мировым процессом, что В. включал историю России в зарубежную, не отделяя Россию от Европы; говоря об изобретениях в России, постоянно подчеркивал, что это были находки, кот-е почти не реализовывались. До последних дней жизни В. продолжал заниматься науч. деятельностью и публикацией своих исследований.

Соч.: История техники железнодорожного транспорта. Вып. I–IV. М., 1936; Начало парового судоходства в России (из истории русской транспортной техники до 40-х гг. прошлого века). М., 1948; Возникновение железных дорог в России до начала 40-х гг. XIX в. М., 1949; Русские изобретатели Черепановы и их роль в развитии горно-металлургического производства. М., 1952; Черепановы. Русские механики. М., 1957; Владимир Федорович Одоевский. Естественнонаучные взгляды. 1804–1869  гг. М., 1975; Очерки истории науки и техники. 1870–1917 гг. / в соавт. с В.Ф. Хотеенковым. М., 1988.

Годы жизни

1908 - 1989

Исторический этап

МГПИ

Учёные МПГУ