Навигация по сайту

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. Остаёмся дома

АКТУАЛЬНО. ПРИЁМНАЯ КАМПАНИЯ 2020

Залкинд Арон Борисович

ЗАЛКИНД Арон Борисович (17.6.1888, Харьков – 6.1936, Москва) – психолог, один из лидеров отечественной педологии; зав. каф. педологии и педиатрии агропедфака 2-го МГУ.

В 1911 закончил медицинский факультет Московского ун-та. Уже в студенчестве интересовался идеями З. Фрейда и возможностями их использования для понимания и лечения психоневрозов. Результаты исследования З. были опубликованы в журнале «Психотерапия». Одновременно З. изучал проблемы сексуальности и сомнамбулизма. В 1917 стал дир. Петроградского психотерапевтического ин-та.

После смерти В.М. Бехтерева являлся главой отечественной педологии, приоритетного направления в развитии детской психологии в эти годы. В 1928 возглавил Межведомственную плановую педологическую комиссию при Наркомате просвещения и журнал «Педология». В 1930 был дир. Ин-та психологии, педологии и психотехники. В 1931 был снят с должности редактора журнала «Педология», а в 1932 – с поста дир. по обвинению в «меньшевиствующе-идеалистическом эклектизме». Преподавательская деятельность была связана с Академией коммунистического воспитания и 2-ым МГУ (1923–30).

В центре исследовательских интересов З., наряду с идеями З. Фрейда, находились «психоневрологический взгляд» и социогенетическое направление в детской психологии. После 1925 был вынужден дистанцироваться от фрейдизма и попыток сочетания его с марксизмом. Основными темами науч. исследований З. теперь становятся проблемы детских коллективов, проблема лидерства (вожачества), периодизация психического развития и вопросы детской сексуальности. В рамках дискуссии о соотношении биологического и общественного в человеке утверждал, что нервная система человека является продуктом социального развития. Доказательствами этого влияния являются данные генетики, рефлексологии и психоанализа. Взгляды З. повлияли на преодоление господствовавшего до середины 1920‑х представления о морально дефективных подростках, к кот-м относили не только психически больных, но также беспризорных и педагогически запущенных детей. З. подчеркнул роль неблагоприятной среды и воспитания в формировании девиантного поведения подростков; считал, что наследственность ребенка можно изменить в нужном для общества направлении путем целенаправленной и четкой организации среды. Идеи З. вызвали критику коллег. Полемика З. и П.П. Блонского касалась вопросов практического характера – насколько пластична нервная система ребенка, каковы возможности ее корректировки.

Серьезно занимался вопросами полового воспитания детей, считал, что игнорирование этой проблемы может иметь тяжелые последствия. Исследования подросткового периода привели З. к мысли, что кризисный характер этого возраста определяется тремя процессами: стабилизационными, кот-е закрепляют прежние приобретения детей, собственно кризисными, кот-е связаны с резкими изменениями в психике ребенка и новыми элементами, появляющимися в этот период и характерными уже для взрослых людей. Эти идеи имели большое значение как для практической педологической работы с подростками, так и для теоретического осмысления закономерностей психического развития. Они  повлияли на Л.С. Выготского, кот-й использовал их в своей концепции возрастных кризисов. Важное значение в науч. наследии З. имели разработанные им методы диагностики и коррекции психического развития, в частности, преодоления феномена «отверженности».

Посвятив жизнь изучению педологии, З. не вынес ее разгрома  – скончался от инфаркта после объявления Постановления ЦК ВКП(б) «О педологии» (1936), объявлявшего ее «лженаукой». Идеи З., во многом дискуссионные, имели большое значение в практике работы учреждений народного образования первой половины 1930-х.

С о ч.: К вопросу о факторах, сущности и терапии психоневрозов // Психотерапия. 1913,  № 1; Обратимся к сущности психоневрозов // Психотерапия. 1913, № 3–4; Фрейдизм и марксизм // Красная новь. 1924, № 4; Нервный марксизм, или Паническая критика // Под знаменем марксизма. 1924, № 12; Очерки культуры революционного времени. М., 1924; Революция и молодежь. Л., 1925; Половой фетишизм. К пересмотру полового вопроса. М., 1925; Половой вопрос в условиях советской общественности. Л., 1926; Педология детского и юношеского коммунистического движения // Педагогическая энциклопедия / Под ред. А.Г. Калашникова. М., 1930. Т. 2; За марксистско‑ленинскую методологию в воспитании. О «половом воспитании» // Педология. 1931, № 7–8; О язвах Р.К.П. (схематичная частичная попытка социально‑биологического анализа отрицательных сторон партии // Вопросы философии. 1991, № 7.

 

Годы жизни

1888 - 1936

Исторический этап

Второй МГУ

Проект Музея истории МПГУ
Автор проекта – Т.К. Жаров
© Музея истории МПГУ, 2012 г.
Замечания и предложения по биографиям учёных МВЖК-2-го МГУ-МГПИ-МГПИ им. В.И. Ленина-МПГУ просим направлять по адресу: museum@mpgu.edu

Учёные МПГУ