Навигация по сайту

Валерия Сергеевна

Мухина

Образование

1956, МГПИ им. Ленина (МПГУ), биолого-химический факультет, биолог

Тема кандидатской диссертации

Развитие начальных форм изобразительной деятельности детей и ее связь с эмоционально-эстетическим отношением к действительности – 1964 г.

Тема докторской диссертации

«Генезис изобразительной деятельности ребенка – 1972 г.

Курсы текущего учебного года

Феноменология развития личности; Методология психологического исследования

Публикации

Книги:

 

Автор более 600 печатных трудов, изданных в России и за рубежом.

Более 50 изданий книг на языках мира. Среди них:

Близнецы: дневник развития двух мальчиков. – М., 1969; 2-е изд. 1997;

Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта: монография. – М., 1981;

Рождение личности. – М., 1984, 1987 на английском, бенгальском, маратхи и арабском;

Детская психология: учебник. – М.; Л., 1975, 1985, 1992;

Психология детства и отрочества: учебник. – М., 1997;

Феноменология развития и бытия личности: избранные психологические труды. – (Психологи Отечества) – М.; Воронеж, 1999;

Таинство детства: в 2 т. – М., 1998; 2-е изд. – СПб., 2000; 3-е изд. – Екатеринбург, 2005;

Отчужденные: Абсолют отчуждения. – М., 2009; 2-е изд. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010;

Отчуждение от себя: О саморазрушающих страстях человеческих. – М., 2011 (в соавторстве с А.А. Хвостовым);

Отчуждение от других: От прилогов и помыслов к поступку и преступлению. – М., 2013 (в соавторстве с А.А. Хвостовым);

Отчуждение человеков в обыденной жизни: монография: в 2 кн. / В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2014;

Возрастная психология. Феноменология развития: учебник. – 15-е изд., стереотип. – М., 2015;

Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). – 5-е изд., испр. и доп. – М., 2017.

 

Статьи в журналах, включенных в перечень  ВАК, с 2010 г.:

 

Мухина В.С. Из прошлого в настоящее: Родовые традиции – изначальная основа менталитета народов мира // Развитие личности. – 2010. – № 4. – С. 137 – 144.

Мухина В.С. Глубинный смысл предопределенного «пора» в контексте жизненного пути // Развитие личности. – 2010. – № 1. – С. 15 – 54.

Мухина В.С. Отчуждение от себя: Чревоугодие, порождающее леность мысли // Развитие личности. – 2010. – № 1. – С. 97 – 111.

Мухина В.С. Метод научной фотографии в психологии личности и этно-психологии // Развитие личности. – 2010. – № 1. – С. 152 – 179. (в соавт.).

Мухина В.С. Из прошлого в настоящее: Родовые традиции – изначальная основа менталитета народов мира (окончание) // Развитие личности. – 2010. – № 1. – С. 193 – 210.

Мухина В.С. Глубинный смысл предопределенного «пора» в контексте жизненного пути (Окончание) // Развитие личности. – 2010. – № 2. – С. 11 – 33.

Мухина В.С. Отчуждение от себя: Блуд, опустошающий нравственное чувство (Продолжение следует) // Развитие личности. – 2010. – № 2. – С. 34 – 64. (в соавт.).

Мухина В.С. Многовековое таинство духовного роста: буддизм Бурятия // Развитие личности. – 2010. – № 2. – С. 99 – 124.

Мухина В.С. Метод включенного наблюдения в этнопсихологии // Развитие личности. – 2010. – № 2. – С. 147 – 163.

Мухина В.С. Ментальные особенности современных бурят России // Развитие личности. – 2010. – № 2. – С. 164 – 175. (в соавт.).

Мухина В.С. Из прошлого в XXI  век: визуально-знаковая презентация головы, лица и тела в современных родовых культурах Африки // Развитие личности. – 2010. – № 2. – С. 200 – 213. (в соавт.).

Мухина В.С. (псевдоним Валерия Флай). Вселенское чувство любви: восхождение людей друг к другу // Развитие личности. – 2010. – № 2. – С. 219 – 221.

Мухина В.С. Психология восприятия визуальных архетипов // Развитие личности. – 2010. – № 3. – С. 8 – 26.

Мухина В.С. Отчуждение от себя: Сребролюбие, разъедающие душу (Продолжение следует) // Развитие личности. – 2010. – № 3. – С. 27 – 58.

Мухина В.С. Инициации подростков как условие личностного роста: Проведение инициаций послушанием и физическими трудностями (Продолжение следует) // Развитие личности. – 2010. – № 3. – С. 146 – 162. (в соавт.).

Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности: Программы для аспирантов // Развитие личности. – 2010. – № 3. – С. 195 – 237. (в соавт.).

Мухина В.С. Акмеология научного творчества: Программы для аспирантов // Развитие личности. – 2010. – № 3. – С. 238 – 250. (в соавт.).

Мухина В.С. Книга «Отчужденные: Абсолют отчуждения» // Развитие личности. – 2010. – № 4. – С. 8 – 12.

Мухина В.С. Отчуждение от себя: Гнев, печаль и уныние, уничтожающие душу (Продолжение следует) // Развитие личности. – 2010. – № 4. – С. 13 – 29. (в соавт.).

Мухина В.С. Инициации подростков как условие личностного роста: Проведение инициаций свободой (Продолжение следует) // Развитие личности. – 2010. – № 4. – С. 37 – 51. (в соавт.).

Мухина В.С. Психология в образовании: Программы для аспирантов // Развитие личности. – 2010. – № 4. – С. 150 – 188. (в соавт.).

Мухина В.С. Влияние основополагающих научных направлений в области философии и психологии на идеополе общественного сознания в странах Европы и России: XX-XXI вв.: Программы для аспирантов // Развитие личности. – 2010. – № 4. – С. 189 – 201.

Мухина В.С.  Методология психологического исследования: Программы для аспирантов // Развитие личности. – 2010. – № 4. – С. 202 – 232. (в соавт.).

Мухина В.С. Отношение к образу «Я» в философии и психологии буддизма // Мир психологии. – 2010. – № 4. – С. 234 – 245.

Мухина В.С. 300-летие со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова – предтечи российской академической мысли // Развитие личности. – 2011. – № 3. – С. 8 – 11.

Мухина В.С.  Отчуждение от других: Лжецы и предатели // Развитие личности. – 2011. – № 3. – С. 12 – 36. (в соавт.).

Мухина В.С. Из прошлого в настоящее и будущее: Родовые традиции – праоснова самосознания народов мира // Развитие личности. – 2011. – № 3. – С. 155 – 177. (в соавт.).

Мухина В.С. исследование феноменологической связи тела и психики (на материале изучения подростков посредством испытаний А-тестом ВИ.ЗИ.ЭС) // Развитие личности. – 2011. – № 3. – С. 178 – 201. (в соавт.).

Мухина В.С. Человек на пересечении созданных им реалий // Развитие личности. – 2012. – № 1. – С. 16 – 35.

Мухина В.С. Отчуждение от других: Мошенники и плуты, насильники и убийцы (окончание) // Развитие личности. – 2012. – № 1. – С. 36 – 58. (в соавт.).

Мухина В.С. Восприятие как высшая психическая функция // Развитие личности. – 2012. – № 1. – С. 119 – 135. (в соавт.).

Мухина В.С. О готовности пожизненно осужденных общаться с девиантными подростками // Развитие личности. – 2012. – № 1. – С. 208 – 225.

Мухина В.С. Развитие сознания и самосознания в контексте пересечения реалий условий бытия в исторической динамике // Мир психологии. – 2012. – № 2. – С. 77 – 91.

Мухина В.С. Отчуждение от других: Отчуждение в процессе движения к цели // Развитие личности. – 2012. – № 2. – С. 59 – 87.

Мухина В.С. Восприятие как высшая психическая функция (продолжение) // Развитие личности. – 2012. – № 2. – С. 99 – 118.

Мухина В.С. Отчуждение от других: Отчуждение в процессе движения к цели (окончание) // Развитие личности. – 2012. – № 3. – С. 33 – 62. (в соавт.).

Мухина В.С. Восприятие как высшая психическая функция (окончание) // Развитие личности. – 2012. – № 3. – С. 100 – 127.

Мухина В.С. Попытки к диалогу: Пожизненно осужденные общаются с девиантными подростками // Развитие личности. – 2012. – № 3. – С. 201 – 216.

Мухина В.С. (псевдоним Валерия Флай). Эссе: Синдром Хама // Развитие личности. – 2012. – № 4. – С. 196 – 197.

Мухина В.С. Наука: Ученые, фальсификаторы и плагиаторы // Развитие личности. – 2012. – № 4. – С. 162 – 184.

Мухина В.С. Психологические особенности ценностных ориентаций пожизненно осужденных и делинквентных подростков (продолжение следует) // Развитие личности. – 2013. – № 1. – С. 116 – 135. (в соавт.).

Мухина В.С. Социально-психологическая сущность личности: возможно ли полное воплощение в человеке исторически обусловленных чаяний человечества  // Развитие личности. – 2014. – № 3. – С. 77 – 107.

Мухина В.С. Уникальный диапазон понятия «архетип» // Развитие личности. – 2014. – № 4. – С. 163 – 201.

Мухина В.С. Тезаурус научной концепции: его прочтение в сферах научного сообщества  // Развитие личности. – 2015. – №1. – С. 30 – 51.

Мухина В.С. Архетипы блудника и блудницы  // Развитие личности. – 2015. – № 1. – С. 228 – 230.

Мухина В.С. Архетипы тщеславца и гордеца  // Развитие личности. – 2015. – № 1. – С. 231 – 232.

Мухина В.С. Психологическое сопровождение делинквентных подростков: проект и его реализация (возможно ли преодолеть архетип делинквентности?) (продолжение) // Развитие личности (в соавт.).

Мухина В.С. Идеи и сверхидеи во времени и пространстве истории человечества: Социально-психологическая реальность развития и бытия личности  // Развитие личности. – 2015. – № 3. – С. 90 – 116.

Мухина В.С. Уникальный феномен интонирования, присущий человеку, и его воплощение в науках // Развитие личности. – 2015. – № 3. – С. 41 – 57.

Мухина В.С. Психологическое сопровождение делинквентных подростков: проект и его реализация (возможно ли преодолеть архетип делинквентности?) (продолжение) // Развитие личности. – 2015. – № 3. – С. 117 – 137. (в соавт.).

Мухина В.С. Психология пожизненно осужденных: Метаморфозы внутренней позиции личности // Развитие личности. – 2015. – № 3. – С. 213 – 224.

Мухина В.С. Интервью. Протоиерей Александр Трушин – настоятель храма Николая Чудотворца в селе Лямцино // Развитие личности. – 2016. – № 1. – С. 209 – 216.

Мухина В.С. Психологическое сопровождение делинквентных подростков: проект и его реализация (возможно ли преодолеть архетип делинквентности?) (окончание) // Развитие личности. – 2016. – № 1. – С. 41 – 73. (в соавт.).

Мухина В.С. Прибавление 1. Проблема мировосприятия, свободы и чувства самого себя // Развитие личности. – 2016. – № 1. – С. 74 – 87.

Мухина В.С. Прибавление 2. Из переписки Алеши В. и Валерии Сергеевны Мухиной в период с конца 2015 г. по начало 2016 г. // Развитие личности. – 2016. – № 1. – С. 88 – 91.

Мухина В.С. Научное творчество и его амбивалентная феноменология  // Развитие личности. – 2016. – № 2. – С. 181 – 208.

Мухина В.С. Психологическая и социальная помощь в трудных жизненных ситуациях: проблемы, обсуждаемые на международном научно-практическом симпозиуме 23-24 мая 2016 года // Развитие. – 2016. – № 3. – С. 12 – 14.

Мухина В.С. Экспресс- и долговременная психологическая и социальная помощь в ситуациях природных, техногенных и социальных катастроф и долговременных деприваций // Развитие личности. – 2016. – № 3. – С. 17 – 56.

Мухина В.С. Лев Семенович Выготский во времени истории: Социально-исторический прессинг и поиск пути // Развитие личности. – 2016. – № 4. – С. 10 – 27.

Мухина В.С. Преемственность идей о психических функциях человека в культурно-исторической концепции: Уникальная способность Льва Семеновича Выготского к продуктивному для науки овладению значимыми идеями // Развитие личности. – 2016. – № 4. – С. 67 – 113.

Мухина В.С. Феноменология научного творчества: Самосозидание и самостояние как качества личности, определяющие развитие творческой активности // Развитие личности. – 2016. – № 4. – С. 114 – 141.

Мухина В.С. Шлейфы родового самосознания у народностей Севера и Дальнего Востока России в конце XX – начале XXI в. // Педагогика. – 2017. – № 1. – С. 49 – 55.

Мухина В.С. Культура в семиотическом аспекте: Семиосфера  Юрия Лотмана // Развитие личности. – 2017. – № 1. – С. 10 – 12.

Мухина В.С. Шлейфы и сполохи родового самосознания народов, живущих на планете Земля // Развитие личности. – 2017. – № 1. – С. 144 – 167.

Мухина В.С. Интонирование как феномен культуры // Развитие личности. – 2017. – № 2. – С. 44 – 77.

Мухина В.С. Психология развития, акмеология: актуальные проблемы // Развитие личности. – 2017. – № 2. – С. 220 – 231.

Мухина В.С. Надежда Николаевна Ладыгина-Котс – выпускница Высших женских курсов (ныне Московский Педагогический Государственный университет), выдающийся исследователь психики животных и ребенка, основоположник сравнительной и детской психологии // Развитие личности. – 2017. – № 3. – С. 10 – 28.

Мухина В.С. Интонирование как феномен культуры: На пересечении внешних исторически складывающихся реалий // Развитие личности. – 2017. – № 3. – С. 44 – 77.

Мухина В.С. Интонации и интонирование как феномены культуры: Контекст развития внешних реалий и высших психических функций // Развитие личности. – 2018. – № 1. – С. 10 – 44.

Повышение квалификации

2014
Использование возможностей LMS Moodle для смешанного обучения

2016
Человек в мире неопределенности: методология культурно-исторического познания

Государственные и ведомственные награды

Заслуженный деятель науки РФ, Лауреат первой премии Конкурса имени Л.С. Выготского, Лауреат премии Президента РФ в области образования. Медаль РАО имени Л.С. Выготского

Достижения и поощрения

В.С. Мухина участвовала в организации психологической помощи пострадавшим от Спитакского землетрясения в Армении (1988–1989). С конца 1980-х годов руководила подготовкой практических психологов для регионов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. С 1992–1999 возглавляла программу РАО «Будущие лидеры России». С 2002 года совместно с отделом психологической службы ГУИН Министерства юстиции РФ разрабатывается «Программа реабилитации матери и ребенка в условиях лишения свободы» и программа «Инновационные технологии социальной адаптации и ресоциализации осужденных к длительным срокам наказания». В 2004 году руководила группой психологов по оказанию психологической экспресс-помощи детям, пострадавшим при теракте в Беслане. Участник реализации программ поддержки детства, в т.ч. «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Чернобыля» и др. Автор концепции кабинета детского психолога, в оборудование которого входят стимульные куклы (патенты РФ, 1992) для детей с различными психологическими проблемами.
В.С. Мухина является основоположником научной школы «Феноменология развития и бытия личности», признанным в отечественном психологическим сообществе. В.С. Мухина широко известна за рубежом как крупнейший специалист в области возрастной психологии, этнопсихологии, психологии личности. Область научных интересов: пси-хологическое сопровождение ребенка, отрока, взрослого и пожилого человека; поведение человека в экстремальных условиях; человек на всех этапах возраста; этническое самосознание в контексте межэтнических отношений. К числу основных направлений научной школы под руководством В.С. Мухиной относятся: «Структура самосознания личности»; «Этническое самосознание в контексте межэтнических отношений»; «Механизмы формирования и развития (идентификация-обособление) человека как социальной единицы и как уникальной личности»; «Диагностика и психологическое сопровождение личности на всех этапах ее развития в нормальных и в экстремальных условиях»; «Личность и этносы в условиях интернализации и глобальной аккультурации».
Под руководством В.С. Мухиной защищено 17 докторских и 87 кандидатских диссертации. Специалисты, защитившие кандидатские и докторские диссертации под руководством В.С. Мухиной работают во многих регионах России и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Регионы России: Амурская область, Архангельская обл., Астраханская обл., Башкирия, Брянская обл., Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Калининградская обл., Кемеровская обл., Краснодарский край, Красноярский край, Курганская обл., Москва и Московская обл., Ростовская обл., Республика Саха (Якутия), Сахалинская обл., Свердловская обл., Ставропольский край, Татарстан, Хабаровский край, Ханты-Мансийская авт. окр., Чечня и др. Страны СНГ и Балтии: Армения, Беларусь, Казахстан, Латвия, Молдавия, Украина, Эстония и др. Страны Европы: Болгария, Великобритания, Германия, Греция, Испания, Италия, Мальта, Польша. Страны Африки: Ангола, Бенин, Габон, Ганна, Египет, Кабо-Верде, Конго, Мали, Намибия, Сан-Томе и Принсипи, Чад, Эфиопия. Страны Северной Америки: США и Мексика. Страны Южной Америки: Колумбия, Уругвай. Страны Центральной Америки: Куба. Страны Азии: Вьетнам, Израиль, Индия, Китай, Корея (Северная), Корея (Южная), Монголия, Объединенные Арабские Эмираты, Сирия и др. В.С. Мухина является разработчиков инновационных образовательных программ для аспирантам, читает по ним курсы: I – Феноменология развития и бытия личности (Блоки: 1 – Самосознание и внутренняя позиция личности; 2 – Моральное сознание личности; 3 – Этнопсихологические основы развития личности). В соавторстве с А.А. Хвостовым. II – Методология психологического исследования. В соавторстве с А.А. Хвостовым. III – Акмеология научного творчества. В соавторстве с А.А. Хвостовым. IV – Психология в образовании. С участием А.С. Обухова и К.А. Хвостова. V – Влияние основополагающих научных направлений в области философии и психологии на идеополе общественного сознания в странах Европы и России: XX – XXI вв. С 2013 г. является основателем и директором Научно-образовательного центра экспресс-психологической помощи в экстремальных ситуациях.
Во многих регионах Российской Федерации, странах СНГ и дальнего зарубежья продолжают развиваться ее научные идеи, где ее ученики, внедряют в науку и практику концептуальные положения, заложенные в научной школе В.С. Мухиной. Валерия Сергеевна – образец истинного ученого, активного творческого человека, ориентир в жизни и науке для своих коллег и учеников.

Исследовательские проекты и гранты

Руководитель проектов:
1. Проект «Инновационные технологии социальной адаптации и ресоциализации осужденных к длительным срокам наказания» Международной организации «PRI-Международная тюремная реформа» при сотрудничестве с психологической службой ГУИН Минюста РФ: Мордовия, 2001 – настоящее время.
2. Разработка программ и методических рекомендаций к проведению мастер-классов «Кабинет детского психолога: практика использования игровой терапии в экстремальной и повседневной практике», 2007 – 2009.
3. Проект исследования ментальных особенностей жителей восточных регионов России: научные экспедиции: острова Курильской гряды 2007 – 2010 гг.; Бурятия 2012 г.; Хантымансийский национ. округ: 2011 – настоящее время.
4. Разработка программ и методических рекомендаций к проведению диагностики А-тестом «ВИ-ЗИ-ЭС» нового поколения, 2010 – 2012 гг.
5. Научная программа исследования: «Отношения к образу «Я» в философии и психологии буддизма», 2010 – 2011.
6. Научная программа исследования: «Ментальные особенности представителей родовых культур», Ангола, 2010 – 2012.
7. Программа повышения квалификации для психологов и социальных работников детских домов по заказу министра образования иркутской области, Иркутск 2011.
8. Программа Евросоюза ТЕМПУС: Магистерская программа «Психологическое сопровождение детского и юношеского развития»: 2011 – 2013 гг. Этап V.
9. Проект программы психологического сопровождения подростков, лишенных родительского попечительства, 2012 – настоящее время (соруководитель докторант кафедры психологии развития В.С. Басюк).
10. Программа «Трудный подросток» совместно с Минобразования Иркутской области, 2012 – настоящее время.
11. Российско-американский симпозиум «Поведение: Условия развития и внутренняя позиция личности» совместно с Международной Психолого-педагогической ассоциацией «Global Behavior Solutions»: МПГУ, ФПП, октябрь 2013.

Научный руководитель кафедры психологии развития личности; Почетный профессор МПГУ

Академик РАО; Профессор

Доктор психологических наук


Профессиональные интересы

Область научных интересов: психологическое сопровождение ребенка, отрока, взрослого и пожилого человека; поведение человека в экстремальных условиях; человек на всех этапах возраста; психология девиантных подростков; этническое самосознание в контексте межэтнических отношений.
К числу основных направлений научной школы под руководством В.С. Мухиной относятся: «Структура самосознания личности»; «Этническое самосознание в контексте межэтнических отношений»; «Механизмы формирования и развития (идентификация-обособление) человека как социальной единицы и как уникальной личности»; «Диагностика и психологическое сопровождение личности на всех этапах ее развития в нормальных и в экстремальных условиях»; «Личность и этносы в условиях интернализации и глобальной аккультурации».


Контактная информация

127051, город Москва, Малый Сухаревский переулок, дом 6
+7 (495) 608-59-74
vs.mukhina@mpgu.su

РИНЦ (Научная электронная библиотека Elibrary.ru)