Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Научная школа Горы П.В.

Основателем научной школы кафедры методики преподавания истории исторического факультета МПГУ можно считать Гору Петра Васильевича – заведующего кафедрой, а в дальнейшем и проректора института. Он родился в 1919 году, после окончания исторического факультета МПГИ им. В.И. Ленина с 1937 года работал учителем средней школы, затем директором московской школы.

Закончил аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию, работал преподавателем МПГИ, затем стал заведовать кафедрой методики преподавания истории, обществоведения и права, которой руководил с 1958 по 1988 г. Он превратил кафедру в один из всесоюзных центров по подготовке специалистов по методике обучения истории. Кафедра занималась проблемой совершенствования методики преподавания истории и обществоведения в школе и вузе.

Под научным руководством профессора Горы П.В. защитили кандидатские диссертации 27 аспирантов, которые продолжили свою научно-педагогическую работу во всех уголках России. Сегодня это известные на всю страну ученые-методисты, среди них доктора наук М.В. Короткова, О.Ю. Стрелова и др. Так, многие идеи  П.В. Горы его бывшая аспирантка О.Ю. Стрелова развила и обогатила в учебнике для вузов «Теория и методика преподавания истории» (2003).

Профессор Гора П.В. опубликовал более 80 научных трудов. В них нашли отражение злободневные для своего времени проблемы: приемы и средства наглядного обучения истории, активизации познавательной деятельности учащихся, научно-обоснованная подготовка учителя к уроку, взаимодействие приемов преподавания и учения. Его книги «Повышение эффективности обучения истории в средней школе» и «Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе» и сегодня остаются настольными книгами учителей и методистов.

В своих трудах он рассматривал такие проблемы, как активизация познавательной деятельности учащихся, развивающее обучение, познавательная активность, развитие  исторического мышления учащихся, классификация методов обучения, знания о способах познавательной деятельности, структурно-функциональный анализ урока и другие.

П.В. Гора поддерживал научные контакты с методистами из Западной Европы, участвовал неоднократно в научных конференциях. Тесные научные контакты сложились у него с НИИ содержания и методов обучения и выдающимися учеными лаборатории истории этого института:  Ф.П. Коровкиным, П.С. Лейбенгрубом, Н.Г. Дайри, Л.Н. Алексашкиной и др. Это люди высокой культуры, энциклопедических знаний, неисчерпаемого оптимизма, исключительного обаяния, постоянной требовательности к себе и благожелательного отношения к людям. П.В. Гора и сотрудники лаборатории внесли огромный вклад в методику преподавания истории, создав научную школу. Их наследием с поправкой на время пользуемся и сегодня.

Дело П.В. Горы с 1989 г. продолжил кандидат исторических наук, профессор Студеникин Михаил Тимофеевич. Он окончил исторический факультет (1968) и аспирантуру (1975) Московского областного педагогического института имени Н.К. Крупской. Идеи П.В. Горы были развиты в книгах «Методика преподавания истории в школе. Учебник для студентов высших учебных заведений» (2005); «Основы светской этики. Учебник для 4 класса общеобразовательной школы» (2013). Эти книги заняли призовые места в конкурсе учебников МПГУ.

М.Т. Студеникин рассматривал проблемы, касающиеся методической системы обучения истории, методов преподавания истории, дидактических требованиях к уроку истории, методики итоговых и повторительно-обобщающих уроков, системы формирования фактических и понятийных знаний, путей и средств использования краеведческого материала на уроках истории. Эти  проблемы нашли отражение в книгах «Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях» (2005); «Современные технологии преподавания истории в школе. (2006); «История России: 6 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений» (2004); «История России: 7 кл.: Учебник по истории в основной школе» (2004); «Становление и развитие школьного исторического образования в России 16 — начала 20 вв.». Монография. (2011); «Методика обучения истории в русской школе 19 — начала 20 вв. Монография. (В печати).

В 2011-2014 гг. М.Т. Студеникин реализовал исследовательский проект по проблеме «Основы духовно-нравственной культуры народов России», включающий разработку концепции и написание учебников для общеобразовательной школы «Основы светской этики» (4 и 5 классы). К учебникам были подготовлены и изданы школьные программы, методические пособия для учителей, рабочие тетради для учеников.

Идеи П.В. Горы находят отражение в трудах кандидата педагогических наук и доктора исторических наук, профессора Коротковой М.В. Она начала работу у нас в качестве  ассистента (1985), затем стала старшим преподавателем (1991), доцентом (1997) и профессором (2010). Область её научных интересов: методика преподавания истории, музейная педагогика, музейное дело и охрана памятников истории и культуры, история повседневности, история материальной культуры и быта.

Её перу принадлежит широкий круг публикаций: «История жилища» (2013); «Изучение повседневной культуры России в музее и школе (2013); «Семья, детство и образование в повседневной культуре московского дворянства ХV111 – первой половине Х1Х вв. (2009) «Традиции русского быта (2008); «Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории (2003). Всего 49 книг, 183 научные статьи, в том числе 18 в журналах, рекомендованных ВАК РФ.