Навигация по сайту

150-ЛЕТИЕ МПГУ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

Антифейк-2022

Меры против коронавируса

Научная деятельность

Фундаментальное научное направление кафедры – теория, история, методология медиа и медиаобразования.

В рамках общего фундаментального направления разрабатываются следующие научные темы.

Тематика исследований: 5.7.3.9 «Разработка способов и механизмов развития интеллектуально-творческого потенциала современного человека»

Научная тема: «Медиаобразование как средство развития интеллектуально-творческого потенциала личности в условиях цифровой информационно-коммуникационной среды»

Руководитель темы: Купцова Ирина Александровна, доктор культурологии, зав.кафедрой медиаобразования.

 

Тематика исследований: 5.7.5.1. «Научные основы инновационного развития педагогического образования в современной России»

Научная тема: «Научно-образовательная школа в профессиональном медиаобразовании: история и теория»

Руководитель темы: Фатеева Ирина Анатольевна, доктор филологических наук, профессор

Научные конференции и семинары кафедры

Подведены итоги XIII международной научно-практической конференции “Медиаобразование: стратегии развития-2022”

В конце сентября в Институте журналистики, коммуникаций и медиаобразования состоялась XIII международная научно-практическая конференция “Медиаобразование: стратегии развития-2022”, объединившая участников из разных регионов России и зарубежных стран. Основной фокус внимания – это актуальные проблемы медиаобразования на всех уровнях, стратегии дальнейшего развития медиапедагогики и эффективные методики повышения уровня медиаграмотности.

Традиционно конференция началась с пленарного заседания, в ходе которого выступили с докладами ведущие исследователи и эксперты в области медиаобразования. Заведующая кафедрой медиаобразования МПГУ Ирина Александровна Купцова представила тему “Медиакультура педагога как предмет дискуссии” и остановилась на наиболее острых проблемах формирования медиакультуры в профессиональном педагогическом сообществе.

Доклад “Психологические риски и преимущества использования цифровых технологий в обучении”, сделанный заведующей кафедрой психологии труда и психологического консультирования МПГУ Еленой Борисовной Пучковой, содержал интересные материалы нового исследования по вопросам цифрового обучения.

Далее выступила Наталья Владимировна Тюрина, начальник Управления проектов в области образования и социальной сферы, руководитель проекта “Социальный навигатор” медиагруппы “Россия сегодня” с темой “Что не найдешь в учебнике: ключевые тренды медиаобразования 2022”, представив видение проблем медиаобразования в профессиональном медиасообществе.

В ходе пленарного заседания были представлены как теоретические основания, так и практический опыт вузов по развитию медиаобразовательных компетенций обучающихся. Так, профессор кафедры технологии и профессионального обучения МПГУ Марина Ефимовна Вайндорф-Сысоева выступила с докладом “Цифровая педагогика: сущность, структура и ее влияние на современный процесс в вузе”; профессор Высшей школы телевидения МГУ им.М.В.Ломоносова Кривуля Наталья Геннадьевна представила тему “Анимация в системе школьного образования в условиях внедрения новых образовательных стратегий”; заведующая кафедрой журналистики Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого Татьяна Леонидовна Каминская поделилась опытом, выступив с докладом “Майнор “Основы медиаграмотности и продвижения личного бренда: опыт НовГУ им. Ярослава мудрого”; советник ректора МПГУ Иван Иванович Козлов представил тему “Роль Ассоциации кинопедагогов России в развитии кинопедагогики (на примере деятельности МПГУ).

С обобщающим докладом выступила проректор, директор Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ Татьяна Николаевна Владимирова, рассмотрев такую научно-методическую и практическую проблему, как “Медиаобразование в педагогическом вузе: вопросы актуализации методики”. Особое внимание она обратила на острую необходимость качественных практикоориентированных разработок по медиаобразованию и медиапедагогике, которые востребованы на всех уровнях современного российского образования. Отметив высокий потенциал педагогических вузов в области медиаобразования Владимирова Т.Н. предложила консолидировать усилия по актуализации его методической базы.

Конференция продолжилась работой 6 секций, в которых приняли участие коллеги из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новгорода, Петрозаводска, Оренбурга, Челябинска, Магнитогорска, Иркутска, а также участники из Казахстана. Всего было заслушано более 50 докладов, вызвавших интерес и обсуждение.

Следующая конференция запланирована на 2023 год.

Кафедра медиаобразования

На кафедре медиаобразования ИЖКМ состоялся очередной научно-методический семинар

Семинар «Научно-педагогическая школа газетоведения как теоретический фундамент профессионального медиаобразования» прошел в смешанном формате 15 сентября. Его посетило около 60 человек. Это в основном преподаватели и магистранты кафедры медиаобразования, но присоединялись к мероприятию онлайн и другие слушатели. Модератором семинара выступила заведующая кафедрой Ирина Купцова, а спикерами – профессор Ирина Фатеева, а также магистрант той же кафедры Светлана Наумова и аспирант кафедры журналистики и медиакоммуникаций Александр Гаврилов.

Общее мнение о семинаре от его слушателей выразила студентка первого курса магистерской программы «Медиаобразование в социокультурной сфере» Анастасия Кузина: «Спасибо большое за представленную информацию. Было интересно слушать и вникать, так как я никогда до этого не интересовалась газетоведением. Но после сегодняшнего дня выписала себе некоторые общие тезисы». Анастасия Дмитриевна была отнюдь не единственным человеком, впервые услышавшим от докладчиков о газетоведении. Это научное направление просуществовало в СССР всего чуть больше двух десятилетий (накануне Великой отечественной войны), а в последующие времена не только память о достижениях представителей данной научно-образовательной школы была вытравлена из профессионального сознания работников СМИ и учебных заведений медийного профиля, но и само слово «газетоведение» ушло из активного оборота и стало архаизмом, хотя каждый грамотный носитель русского языка интуитивно понимает его основное значение.

Спикеры семинара предприняли попытку показать действительное место газетоведов в истории медиаисследований, поведав о них как о зачинателях современной отечественной науки о журналистике и медиакоммуникациях. Очень важно, что состоялся разговор не только о судьбе всей школы, но и о жизненных путях и вкладе в науку ее отдельных представителей: К. П. Новицкого (о нем докладывала С. Наумова) и М. Ю. Левидова (докл. А. Гаврилов). В конце мероприятия профессор И. А. Фатеева предложила магистрантам, выбирающим проблематику своих будущих диссертационных исследований, присмотреться к газетоведческому дискурсу, представив многочисленные «белые пятна» в нем.

Семинар был приурочен к 150-летнему юбилею МПГУ, и это в данном случае не выглядело как формальность, поскольку отдельные видные члены газетоведческой школы (К. П. Новицкий и Ю. М. Бочаров) в зрелые периоды своей научно-педагогической карьеры трудились в Московском педагогическом институте.

Ирина Серова

Молодые исследователи обсудили проблемы экологии медиасреды

21 апреля на кафедре медиаобразования Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования состоялась V Открытая межвузовская научно-практическая конференция «Экология медиасреды», объединившая участников из Москвы, Ставрополя, Краснодарского края, Екатеринбурга, Хабаровска.

Открыл работу конференции доклад проректора по связям с общественностью, директора ИЖКМ МПГУ, доктора педагогических наук Т.Н.Владимировой «Современное медиаобразование: воспитательный аспект», посвященный наиболее актуальным проблемам воспитания средствами современной медиасреды. Пленарное заседание продолжилось выступлениями зав.кафедрой философии, социологии и культурологии Уральского государственного педагогического университета, доктора культурологии Н.А.Симбирцевой на тему «Медиапространство: от просвещения до образования», а также зав.кафедрой рекламы и связей с общественностью Северо-Кавказского федерального университета, доктора филологических наук Е.Н.Ежовой – «Творческие проекты в системе медиаобразования современной молодежи». В ходе заседания были представлены доклады, посвященные практическим аспектам развития медиаобразовательных практик в детской и молодежной среде. Так, руководитель управления по связям с общественностью ВДЦ «Смена» Т.Н.Рогачева представила опыт развития медиасреды во всероссийском детском центре «Смена»; преподаватель кафедры теории и экономики СМИ МГУ им.М.В.Ломоносова, кандидат филологических наук Д.А.Лапин рассказал о проекте «Маленькая редакция»; учитель информатики ГБОУ г.Москвы «Школа им.В.В.Маяковского» А.Н.Степанов поделился наработками по организации интернет-сообществ в различных медиасредах. Свои исследовательские проекты представили магистранты кафедры медиаобразования МПГУ С.В.Дорош, Т.С.Ломакина, Т.А.Голубцова.
Подробнее…

Научно-методический семинар “Технологии проектирования в медиаобразовании”

30 марта 2022 года состоялся научно-методический семинар кафедры медиаобразования Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ «Технологии проектирования в медиаобразовании».

Модератором встречи выступила заведующая кафедрой медиаобразования, доктор культурологии Купцова Ирина Александровна.

Центральный доклад семинара «Проектная деятельность в медиаобразовании: теория и методика» представила доцент кафедры медиаобразования, кандидат педагогических наук Наталья Юрьевна Лесконог. Она рассказала о ведущих теоретических и методических подходах к проектной деятельности, презентовала разработанный и апробированный алгоритм работы над проектом (от идеи – до презентации и защиты проекта). Были рассмотрены такие вопросы, как: что такое проект? Что такое проект в медиаобразовании? Как строится обучение проектной деятельности в вузах? Наталья Юрьевна обратила внимание участников семинара на возможности использования SMART-теста и SWOT-анализа как технологий проектирования и работы с целями проектов. Особый интерес и вопросы вызвала технология поиска и оценка ресурсов проектов.

Вторая половина семинара была посвящена презентации разработанных и реализованных проектов. Ассистент кафедры медиаобразования Дарья Михайловна Марусяк представила пример оформления проектов на Всероссийский конкурс молодёжных проектов Росмолодёжи, а также привела примеры презентаций студенческих проектов и паспортов проектов, подготовленные московскими школьниками.

Большой интерес вызвало выступление магистранта кафедры медиаобразования, медиатренера из Караганды (Казахстан) Татьяны Александровны Голубцовой «Как создать вовлекающую игру по медийно-информационной грамотности: от настольной игры к мобильному приложению». Была презентована обучающая игра «Медиаджунгли», разработанная и апробированная Т. А. Голубцовой с командой.

В заключении участники семинара обменялись мнениями и задали вопросы выступавшим.

Кафедрой медиаобразования запланирован ряд научно-методических семинаров, информация о которых будет представлена на официальном сайте МПГУ в разделе анонсы и на официальной странице кафедры медиаобразования в ВКонтакте (https://vk.com/kafedra_media ).

Запись встречи размещена здесь.


 

Ежегодная международная научно-практическая конференция «Медиаобразование: стратегии развития»

В 2021 году состоялась XII Международная конференция памяти И.В.Жилавской «Медиаобразование: стратегии развития – 2021». Подробная информация о конференции

Ежегодная Открытая межвузовская конференция молодых исследователей «Экология медиасреды».

Участие кафедры в научных мероприятиях и событиях

Медиапространство диалога культур и цивилизаций

14-16 апреля 2022 года в Московском государственном лингвистическом университете состоялась международная научно-практическая конференция «Диалог культур и цивилизаций». По приглашению организаторов зав.кафедрой медиаобразования И.А. Купцова выступила одним из модераторов секции «Культурная идентичность в современном мире: аналитические модели, способы конструирования и формы репрезентации», в рамках которой представила доклад на тему: «Нематериальное культурное наследие: проблемы репрезентации в медиапространстве». Представленные аналитические материалы по использованию медиа в качестве механизмов сохранения и актуализации объектов нематериального культурного наследия России вызвали вопросы и дискуссию участников заседания.

Магистерское диссертационное исследование: советы практиков

14 апреля в Институте физики, технологии и информационных систем состоялся очередной научно-просветительский митап «Магистерское диссертационное исследование: советы практиков», в серии специальных научно-просветительских встреч бакалавров и магистрантов с преподавателя по вопросам организации научной деятельности студентов. Не секрет, что организация самостоятельной научной деятельности студентов является одним из наиболее сложных направлений в образовательном процессе вуза.

На митапе обсудили ряд нестандартных вопросов, которые волнуют, как магистрантов, так и бакалавров, решающих продолжить свой научный путь в магистратуре.

Приглашенные спикеры, отвечая на вопросы, делились собственным опытом, рассуждали о возможных путях решения существующих проблем, с которыми сталкиваются студенты магистратуры в процессе научно-исследовательской деятельности, которое затем представляется в законченном виде как выпускная квалификационная работа. На встрече обсуждались вопросы выбора темы диссертационного исследования, необходимость наличия темы до поступления в магистратуру и как это может влиять на организацию процесса; насколько осложняется процесс обучения у магистрантов, не имеющих педагогического образования; особенности построения взаимоотношений между преподавателями по формированию темы исследования и ее содержания и как может влиять процесс обсуждения на научную деятельность самого исследователя; есть ли возможность выбора научного руководителя; особенности организации работы на кафедрах ИФТИС с научными руководителями магистрантов.

На вопросы модератора отвечали руководители магистерских диссертационных исследований, опытные преподаватели, мастера обучения – Наталия Сергеевна Пурышева, доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель кафедры теории и методики обучения физике им. А.В.Перышкина, Ирина Александровна Купцова, доктор культурологии, заведующая кафедрой медиаобразования, заместитель заведующего кафедрой культурологии по научной работе, профессор; Марина Львовна Субочева, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой технологии и профессионального обучения;

Модерировала научный митап – Марина Ефимовна Вайндорф-Сысоева, доктор педагогических наук, заместитель директора по научной работе ИФТИС МПГУ. Техническое сопровождение осуществляли магистр педагогики Людмила Горелова и магистрант 2 курса Борис Караваев.

Видео митапа:

 

Преподаватели и магистранты кафедры медиаобразования приняли участие в работе II Международной научно-практической конференции «Медиа-2022: теория и практика»

3 марта 2022 года по инициативе кафедры журналистики и медиакоммуникаций МПГУ состоялась международная конференция, активными участниками которой стали преподаватели и студенты кафедры медиаобразования. В ходе секционных заседаний были представлены следующие доклады: «Медиакультура – культура будущего?» (зав.каф.медиаобразования И.А.Купцова), «Федор Мускатблит (1878–1947): журналист, публицист и преподаватель журналистики» (профессор И.А.Фатеева), «О некоторых аспектах применения теории кинорежиссуры в современном медиаобразовании» (доцент М.Э.Рогозянский), «Анализ медиатекста общественно-политической программы как медиаобразовательная технология для развития компетенций медийно-информационной грамотности: коучинговый подход» (ст. преподаватель Е.Ю.Власова), «Особенности применения игровых технологий для развития финансовой грамотности подростков» (магистранты программы «Медиаобразование» Н.Ю.Максимычева, Ю.М.Кузнецова), «Медиаобраз в современной информационной среде: исторический, социокультурный и этический аспекты (на примере медиаобраза Ю.А. Гагарина)» (магистрант программы «Медиаобразование Н.В.Дурманова), «Профориентационные соревнования школьников с обучением ключевым форматам медиа как способ повышения уровня медийно-информационной грамотности школьников» (магистрант программы «Медиаобразование» С.В.Дорош), «Сепарация от «эффекта медиа» как проявление медиакультуры личности» (магистрант программы «Медиаобразование» Р.М.Мельникова) и др.

 

Профессор кафедры медиаобразования Ирина Анатольевна Фатеева стала призером Международного профессионального конкурса преподавателей высшей школы

Накануне Международного женского дня 8 марта на платформе ZOOM состоялась церемония награждения победителей и призеров Международного конкурса преподавателей высшей школы «Амбассадоры медиаобразования». Конкурс был организован АНО «Медиаграмотность в информационном мире» совместно с Ассоциацией кинообразования и медиапедагогики Российской Федерации и другими организациями при непосредственной поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, а также лично депутата Государственной Думы Ларисы Николаевны Тутовой, члена думского комитета по просвещению.

В конкурсе приняли участие 56 преподавателей высшей школы из 32 субъектов Российской Федерации. Профессор МПГУ И.А. Фатеева заняла в профессиональном состязании второе место.

 

Преподаватели и магистранты кафедры медиаобразования приняли участие в конференции «Технологии формирования soft skills в современном медиаобразовании: от медиапроекта до медиакласса»

17-18 февраля 2022 года в Новосибирском государственном педагогическом университете проходила Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, посвященная 25-летию журналистского образования в НГПУ. Профессорско-преподавательский и студенческий состав Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования принял активное участие в обсуждении проблем современного медиаобразования.

Профессор кафедры медиаобразования И.А. Фатеева в пленарном докладе “Развитие идей критического мышления и медиаобразования в российской педагогике” поделилась своими мыслями о сосуществовании двух важнейших для современного образования концептов, коснувшись причин, сделавших идею критической автономии личности своеобразной “философией медиаобразования”. Она выразила сожаление по поводу игнорирования вклада российских ученых в эволюцию идеи критического мышления и процитировала труды таких деятелей психолого-педагогической науки, как Л.С. Выготский и П.П. Блонский, чтобы подтвердить их приверженность принципу “критической мысли” задолго до 1980-х годов, когда он стал превалирующим в мировом медиаобразовании.

Доцент кафедры медиаобразования Н.Ю.Лесконог и ассистент Д.М.Марусяк представили сообщение на тему: «Формирование soft skills студентов в рамках дисциплины «Дизайн проектов», в котором поделились своим педагогическим опытом и отметили возможности и ограничения формирования soft skills студентов в ходе изучения учебных дисциплин.

Старший преподаватель кафедры медиаобразования Е.Ю. Власова выступила с докладом «Медиаобразовательные технологии в развитии компетенций медийно-информационной грамотности: коучинговый подход», в котором обозначила особенности и преимущества применения технологий коучинга в сфере медиаобразования.

Магистранты 1 курса программы «Медиаобразование» Наталья Дурманова и Юлия Комарова представили для обсуждения сообщение на тему: «Социальная сеть ВКонтакте как инструмент информального медиаобразования и коммуникации учеников и педагогов», в котором отразили проблематику интеграции социальных сетей в образовательный процесс, определив основные преимущества и недостатки на примере конкретных образовательных проектов, размещенных ВКонтакте.

Магистрант 2 курса программы «Медиаобразование» Елена Корнилова приняла участие в работе секции «Медиаобразовательные проекты как инструмент формирования soft skills у учеников и педагогов» с сообщением «Телестудия как способ расширения медиакомпетенций людей старшего возраста», в котором представила свой опыт организации и развития телестудии для людей третьего возраста.

Все доклады вызвали интерес и вопросы участников конференции. Запланирована публикация представленных материалов.

 

Книга профессора кафедры медиаобразования И.А. Фатеевой выиграла в международном научном конкурсе Национальной ассоциации исследователей массмедиа (НАММИ).

Диплом победителя в номинации «монография» получила работа Ирины Анатольевны «Газетоведение как научно-образовательная школа в России: сто лет спустя». Она вышла в конце 2020 года в издательстве МПГУ и рассказывает о самом раннем исследовательском течении, посвященном журналистике.