Ингушский язык относится к нахской подгруппе нахско-дагестанской семьи языков.
На территории России представлены следующие нахские языки:
- ингушский
- чеченским
Ингушский язык распространён на территории Северного Кавказа, в горной и равнинной частях Республики Ингушетии, Пригородном районе Северной Осетии, на территории Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Украины, Белоруссии, Латвии, Турции, Иордании, Ливана, Сирии.
Источник:
- https://jazykirf.iling-ran.ru/groups/ND.%20Nakh.shtml
- https://minlang.iling-ran.ru/lang/ingushskiy-yazyk?ysclid=mdpp2agtzl620703256
В празднике приняли участие ингушские военнослужащие, писатели, ингушские дети и жители города Сочи, которые читали стихи, посвященные Ингушетии. День ингушского языка способствовал культурному обмену, укреплению дружеских связей между ингушами и жителями Сочи. Источник: В статье рассматривается проблема выражения субъективной и объективной модальности в вопросительных предложениях ингушского языка. Модальность определяется как универсальная языковая категория, представленная практически во всех естественных языках мира, имеющая общее содержание, но по-разному реализующаяся в различных языках мира. Дается анализ лексических, синтаксических и грамматических средств выражения модальности (как объективной, так и субъективной) в вопросительных предложениях ингушского языка. Устанавливается, что в ингушском языке объективные значения модальности передаются в вопросительных предложениях, в которых содержатся частные вопросы, тогда как в вопросительных предложениях с общими вопросами могут выражаться значения субъективной модальности. Кроме того, в статье представлена характеристика типов вопросительных компонентов: вопросительных местоимений малагIа/малагIдар (б, в, й) — «какой», «который»; массалагIа/массалагIдар (б, в, й) — «который (по счету»); мала — «кто», фу — «что», мел, масса «сколько»; мишта/миштадар (б, в, й) — «какой, который» и вопросительных наречий маца — «когда», мишта — «как», мичара — «откуда», мича — «куда», при помощи которых выражается вопрос о способе, месте действия, средстве, цели и причине. Здесь также рассматриваются особенности функционирования грамматических форм глагольного наклонения, их типов и способов образования в ингушском языке. В предлагаемой статье указывается и на то, что значения объективной модальности в ингушском языке могут передаваться в вопросительных предложениях и посредством модальных глаголов возможности, необходимости. Значение возможности в вопросительных предложениях актуализируется участием модального глагола мега — «мочь»; значение необходимости — модальным глаголом деза — «быть должным». Место хранения: Библиотека колледжа МПГУ В статье рассматривается проблема выражения субъективной и объективной модальности в вопросительных предложениях ингушского языка. Модальность определяется как универсальная языковая категория, представленная практически во всех естественных языках мира, имеющая общее содержание, но по-разному реализующаяся в различных языках мира. Дается анализ лексических, синтаксических и грамматических средств выражения модальности (как объективной, так и субъективной) в вопросительных предложениях ингушского языка. Устанавливается, что в ингушском языке объективные значения модальности передаются в вопросительных предложениях, в которых содержатся частные вопросы, тогда как в вопросительных предложениях с общими вопросами могут выражаться значения субъективной модальности. Кроме того, в статье представлена характеристика типов вопросительных компонентов: вопросительных местоимений малагIа/малагIдар (б, в, й) — «какой», «который»; массалагIа/массалагIдар (б, в, й) — «который (по счету»); мала — «кто», фу — «что», мел, масса «сколько»; мишта/миштадар (б, в, й) — «какой, который» и вопросительных наречий маца — «когда», мишта — «как», мичара — «откуда», мича — «куда», при помощи которых выражается вопрос о способе, месте действия, средстве, цели и причине. Здесь также рассматриваются особенности функционирования грамматических форм глагольного наклонения, их типов и способов образования в ингушском языке. В предлагаемой статье указывается и на то, что значения объективной модальности в ингушском языке могут передаваться в вопросительных предложениях и посредством модальных глаголов возможности, необходимости. Значение возможности в вопросительных предложениях актуализируется участием модального глагола мега — «мочь»; значение необходимости — модальным глаголом деза — «быть должным». Место хранения: Электронная библиотека МПГУ (ЭБ) В 2025 году в городе Сочи состоялся День ингушской поэзии. Мероприятие было приурочено к 100-летию Ингушской государственности и прошло в Доме молодежи.