Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

Конкурсные списки

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Ингушский язык

Ингушский язык относится к нахской подгруппе нахско-дагестанской семьи языков.

На территории России представлены следующие нахские языки:

Ингушский язык распространён на территории Северного Кавказа, в горной и равнинной частях Республики Ингушетии, Пригородном районе Северной Осетии, на территории Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Украины, Белоруссии, Латвии, Турции, Иордании, Ливана, Сирии.

Источник:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

В 2025 году в городе   Сочи состоялся День ингушской поэзии. Мероприятие было приурочено к 100-летию Ингушской государственности и прошло в Доме молодежи.

В празднике приняли участие ингушские военнослужащие, писатели, ингушские дети и жители города Сочи, которые читали стихи, посвященные Ингушетии.

День ингушского языка способствовал культурному обмену, укреплению дружеских связей между ингушами и жителями Сочи.

Источник:


Барахоева, Н. М. О реализации модальных значений в вопросительных предложениях ингушского языка / Н. М. Барахоева, Х. Б. Базоркина // Преподаватель XXI век: Общероссийский журнал о мире образования. – 2023. – № 1, ч. 2. – С. 331-339. – Библиогр.: с. 336-339. – На рус. яз.

В статье рассматривается проблема выражения субъективной и объективной модальности в вопросительных предложениях ингушского языка. Модальность определяется как универсальная языковая категория, представленная практически во всех естественных языках мира, имеющая общее содержание, но по-разному реализующаяся в различных языках мира. Дается анализ лексических, синтаксических и грамматических средств выражения модальности (как объективной, так и субъективной) в вопросительных предложениях ингушского языка. Устанавливается, что в ингушском языке объективные значения модальности передаются в вопросительных предложениях, в которых содержатся частные вопросы, тогда как в вопросительных предложениях с общими вопросами могут выражаться значения субъективной модальности. Кроме того, в статье представлена характеристика типов вопросительных компонентов: вопросительных местоимений малагIа/малагIдар (б, в, й) — «какой», «который»; массалагIа/массалагIдар (б, в, й) — «который (по счету»); мала — «кто», фу — «что», мел, масса «сколько»; мишта/миштадар (б, в, й) — «какой, который» и вопросительных наречий маца — «когда», мишта — «как», мичара — «откуда», мича — «куда», при помощи которых выражается вопрос о способе, месте действия, средстве, цели и причине. Здесь также рассматриваются особенности функционирования грамматических форм глагольного наклонения, их типов и способов образования в ингушском языке. В предлагаемой статье указывается и на то, что значения объективной модальности в ингушском языке могут передаваться в вопросительных предложениях и посредством модальных глаголов возможности, необходимости. Значение возможности в вопросительных предложениях актуализируется участием модального глагола мега — «мочь»; значение необходимости — модальным глаголом деза — «быть должным».

Место хранения: Библиотека колледжа МПГУ


Барахоева, Н. М. О реализации модальных значений в вопросительных предложениях ингушского языка / Н. М. Барахоева, Х. Б. Базоркина // Преподаватель XXI век. - 2023. - № 1, ч. 2. – С. 331-339. – URL: http://elib.mpgu.info/elib/view.php?id=55468 (дата обращения: 28.04.2023), для авторизованных пользователей МПГУ. – Библиогр.: с. 336-339. – На рус. яз.

В статье рассматривается проблема выражения субъективной и объективной модальности в вопросительных предложениях ингушского языка. Модальность определяется как универсальная языковая категория, представленная практически во всех естественных языках мира, имеющая общее содержание, но по-разному реализующаяся в различных языках мира. Дается анализ лексических, синтаксических и грамматических средств выражения модальности (как объективной, так и субъективной) в вопросительных предложениях ингушского языка. Устанавливается, что в ингушском языке объективные значения модальности передаются в вопросительных предложениях, в которых содержатся частные вопросы, тогда как в вопросительных предложениях с общими вопросами могут выражаться значения субъективной модальности. Кроме того, в статье представлена характеристика типов вопросительных компонентов: вопросительных местоимений малагIа/малагIдар (б, в, й) — «какой», «который»; массалагIа/массалагIдар (б, в, й) — «который (по счету»); мала — «кто», фу — «что», мел, масса «сколько»; мишта/миштадар (б, в, й) — «какой, который» и вопросительных наречий маца — «когда», мишта — «как», мичара — «откуда», мича — «куда», при помощи которых выражается вопрос о способе, месте действия, средстве, цели и причине. Здесь также рассматриваются особенности функционирования грамматических форм глагольного наклонения, их типов и способов образования в ингушском языке. В предлагаемой статье указывается и на то, что значения объективной модальности в ингушском языке могут передаваться в вопросительных предложениях и посредством модальных глаголов возможности, необходимости. Значение возможности в вопросительных предложениях актуализируется участием модального глагола мега — «мочь»; значение необходимости — модальным глаголом деза — «быть должным».

Место хранения: Электронная библиотека МПГУ (ЭБ)