Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Русский жестовый язык

На территории России представлен русский жестовый язык.

Русский жестовый язык (РЖЯ) начал формироваться в начале XIX в., когда в России стали открываться специализированные учебные заведения для глухих. В основе обучения лежал французский мимический метод — метод обучения глухих, который был разработан одним из основоположников сурдопедагогики — Шарлем-Мишелем де л’Эпе.

Носители РЖЯ проживают во всех субъектах Российской Федерации и ряде стран – бывших республик Советского Союза (Украина, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Молдова).

Источник:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Впервые знаки дактилологии были опубликованы в 1593 году испанским монахом Йебра. Знаки использовались монахами для общения во время обетов молчания. В дальнейшем дактильный алфавит был применен в обучении глухих.

Источник:


Введение в лингвистику жестовых языков. Русский жестовый язык: учебник / редакторы С. И. Буркова, В. И. Киммельман. — Новосибирск: НГТУ, 2019. — 356 с. — ISBN 978-5-7782-4049-0. — URL: https://e.lanbook.com/book/152394 (дата обращения: 23.06.2025), для авторизованных пользователей.

Учебник представляет собой первое на русском языке систематическое изложение основ лингвистики жестовых языков с учетом новейших теоретических достижений в этой области. В учебнике раскрываются основные понятия лингвистики жестовых языков, дается необходимый запас фактических знаний, а также на этом фоне рассматриваются лингвистические особенности русского жестового языка. В конце каждой главы даются рекомендации для дополнительного изучения темы, а также вопросы, задания и упражнения для самостоятельной работы. К основному тексту прилагаются дактильный алфавит русского жестового языка, описание условных обозначений, используемых при записи примеров из жестовых языков, и предметный указатель. Издание может быть рекомендовано в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Филология», «Лингвистика», «Фундаментальная и прикладная лингвистика», а также для учащихся других гуманитарных специальностей и тех, кого интересуют проблемы жестовых языков.

Место хранения: ЭБС «Лань» (ЭБС)


Специализированный программно-аппаратный комплекс обучения русскому жестовому языку: учебное пособие / ред. Г. С. Птушкин. – Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2010. – 84 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229139 (дата обращения: 23.06.2025), по подписке. – ISBN 978-5-7782-1518-4.

Пособие предназначено для учителей и преподавателей образовательных учреждений, работающих с глухими и слабослышащими людьми; для сотрудников учреждений социальной сферы и медицинских учреждений; для родителей глухих детей; для студентов, обучающихся по образовательным программам, адаптированных для обучения инвалидов с нарушением слуха. Материал, изложенный в пособии, представляет несомненный интерес для всех заинтересованных лиц. Представленный в пособии достаточно полный обзор по жестовому языку, как одному из равноправных типов языков, поможет более глубоко понять природу человеческих языков вообще, а также по новому взглянуть на их лингвистическое исследование.

Место хранения: ЭБС «Университетская библиотека» (ЭБС)


Кюсева, М. В. Жесты формы и размера в русском жестовом языке / М. В. Кюсева // Rema. Рема. - 2017. - № 1.– С. 41-60. – URL: http://elib.mpgu.info/elib/view.php?id=8000 (дата обращения: 23.06.2025), для авторизованных пользователей МПГУ. – Библиогр.: с. 57-60. – На рус. яз.

В статье предлагается анализ трех признаковых полей в русском жестовом языке: толстый, тонкий и острый (= суживающийся к концу) Эти поля в рус- жестами формы и размера. Статья описывает свойства этих жестов в других языках, известные из предыдущих работ, а также предлагает их анализ в русском жестовом языке, выполненный по результатам подробного исследования их контекстной сочетаемости. В частности, высказываются аргументы за выделение в этих жестах комлонентов двух типов (специфицированных и неспецифицированных), обсуждается семантика немануальных элементов и описываются разные способы выражения этих признаков.

Место хранения: Электронная библиотека МПГУ (ЭБ)


 

Осокина, Л. М. Русский жестовый язык в системе образования детей с нарушениями слуха / Л. М. Осокина // Обучение языку в системе образования детей с ОВЗ: материалы научно-практической конференции с международным участием, г. Москва, 21 мая 2022: к 95-летию со дня рождения Е. А. Горбуновой / ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет; Под общей редакцией К. Б. Вовненко. – Москва: МПГУ, 2022. – С. 86-92. – URL: http://elib.mpgu.info/elib/view.php?id=51128 (дата обращения: 15.11.2022), для авторизованных пользователей МПГУ. – Библиогр.: с. 92. – На рус. яз.

В статье раскрываются возможности использования в образовательном процессе русского жестового языка (далее – РЖЯ), рассматриваются способы и формы применения РЖЯ как альтернативного вида коммуникации в обучении детей с нарушениями слуха; статья содержит значительное количество примеров.

Место хранения: Электронная библиотека МПГУ (ЭБ)


Харламенков, А. Е. Короткие слова: предлоги, частицы, союзы. Справочник переводчика русского жестового языка: учебник для вузов / А. Е. Харламенков. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 115 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14703-2. — URL: https://urait.ru/bcode/497046 (дата обращения: 23.06.2025), для авторизованных пользователей МПГУ.

Значительную трудность при переводе на русский жестовый язык представляют служебные части речи русского языка, такие как предлоги союзы, частицы: в подавляющем большинстве случаев они при переводе просто опускаются. Такая же ситуация наблюдается и у глухих при чтении ими русских текстов. Всё это приводит к искажению или полной потере смысла переводимого на жестовый язык текста. В помощь переводчикам русского жестового языка и составлен этот справочник. Является приложением к учебнику «Русский жестовый язык. Начала». Соответствует актуальным требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Учебник будет полезен широкому кругу читателей как слышащим, так и глухим.

Место хранения: ЭБС «Юрайт» (ЭБС)


Харламенков, А. Е. Русский жестовый язык. Начала: учебник для вузов / А. Е. Харламенков. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 383 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14701-8. — URL: https://urait.ru/bcode/479067 (дата обращения: 23.06.2025), для авторизованных пользователей МПГУ.

Курс по русскому жестовому языку предназначен для изучения языка «с нуля» в вузах, колледжах, в системе дополнительного профессионального образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Курс входит в комплект с «Рабочей тетрадью» предназначенной для домашней отработки тем, изучаемых на очных занятиях; «Жестово-русского словаря», являющегося расширенным справочником перевода на русский язык всех жестов, вошедших в лексикон данного курса; справочника «Короткие слова: предлоги, частицы, союзы. Справочник переводчика русского жестового языка». В курс, кроме обширной подборки упражнений, входит раздел лингвистики русского жестового языка. Впервые жесты, как единицы языка, даются как самостоятельные значения, а не зеркалирование русских слов. Данный курс — первое в России издание русского жестового языка, сопровождаемое мультимедийной поддержкой: все жесты, вошедшие в курс, можно просмотреть на сайте «Электронной справочно-аналитической системы Толковый лексикографический словарь русского жестового языка». Соответствует актуальным требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Курс предназначен для студентов вузов, а также для студентов колледжей, обучающихся по специальности «Организация сурдокоммуникации», слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования.

Место хранения: ЭБС «Юрайт» (ЭБС)


Харламенков, А. Е. Русский жестовый язык. Начала. Рабочая тетрадь: учебник для вузов / А. Е. Харламенков. — 4-е изд., испр. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 57 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14704-9. — URL: https://urait.ru/bcode/520215 (дата обращения: 23.06.2025), для авторизованных пользователей МПГУ.

Настоящая «Рабочая тетрадь» является приложением к учебнику «Русский жестовый язык. Начала». Соответствует актуальным требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Предназначено для самостоятельной работы слушателей курсов русского жестового языка.

Место хранения: ЭБС «Юрайт» (ЭБС)


Харламенков, А. Е. Теория русского жестового языка: учебник для вузов / А. Е. Харламенков. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 171 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14700-1. —URL: https://urait.ru/bcode/497124 (дата обращения: 23.06.2025), для авторизованных пользователей МПГУ.

Впервые дается определение жесту, как лингвистической единице, и это определение фундаментальное, позволяющее выстроить и понять лингвистику жестового языка. Из осознания этого понятия проистекает и понимание такого явления, как вариативность жестов; появляется критерий оценки верности или неверности жеста, или его применения. До формулирования определения жеста невозможно было аргументировать некорректность жеста, или, наоборот — привести аргументы в его пользу. Особенностью настоящей книги является то, что все приводимые в качестве примеров жесты, так же впервые, имеют мультимедийное сопровождение; то есть снабжены видео, показывающими каждый жест в динамике. Совмещение бумажного, статического, издания и мультимедийного контента произведено с помощью сайта «Всероссийского Союза переводчиков русского жестового языка СурдоЦентр»: http://surdocentr.ru, на котором находится «Электронная справочно-аналитическая система Толковый лексикографический словарь русского жестового языка». Адрес словаря: https://slovar.surdocentr.ru. Учебник русского жестового языка предназначен для изучения языка в вузах, колледжах, в системе ДПО, повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Место хранения: ЭБС «Юрайт» (ЭБС)


Чернова, О. Р. Особенности понимания и присвоения глухим ребенком предлагаемого содержания задач с помощью русского жестового языка / О. Р. Чернова // От детства к взрослости: вариации нормы и особенности развития: Сборник докладов 2-й Межвузовской конференции молодых ученых / ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет; Ред. -сост. А. С. Обухов. – Москва: МПГУ, 2017. – С. 105-108. – URL: http://elib.mpgu.info/elib/view.php?id=8630 (дата обращения: 23.06.2025), для авторизованных пользователей МПГУ. – На рус. яз.

Место хранения: Электронная библиотека МПГУ (ЭБ)