 |
 |
Введение в лингвистику жестовых языков. Русский жестовый язык: учебник / редакторы С. И. Буркова, В. И. Киммельман. — Новосибирск: НГТУ, 2019. — 356 с. — ISBN 978-5-7782-4049-0. — URL: https://e.lanbook.com/book/152394 (дата обращения: 23.06.2025), для авторизованных пользователей.
Учебник представляет собой первое на русском языке систематическое изложение основ лингвистики жестовых языков с учетом новейших теоретических достижений в этой области. В учебнике раскрываются основные понятия лингвистики жестовых языков, дается необходимый запас фактических знаний, а также на этом фоне рассматриваются лингвистические особенности русского жестового языка. В конце каждой главы даются рекомендации для дополнительного изучения темы, а также вопросы, задания и упражнения для самостоятельной работы. К основному тексту прилагаются дактильный алфавит русского жестового языка, описание условных обозначений, используемых при записи примеров из жестовых языков, и предметный указатель. Издание может быть рекомендовано в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Филология», «Лингвистика», «Фундаментальная и прикладная лингвистика», а также для учащихся других гуманитарных специальностей и тех, кого интересуют проблемы жестовых языков.
Место хранения: ЭБС «Лань» (ЭБС)
 |
 |
Специализированный программно-аппаратный комплекс обучения русскому жестовому языку: учебное пособие / ред. Г. С. Птушкин. – Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2010. – 84 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229139 (дата обращения: 23.06.2025), по подписке. – ISBN 978-5-7782-1518-4.
Пособие предназначено для учителей и преподавателей образовательных учреждений, работающих с глухими и слабослышащими людьми; для сотрудников учреждений социальной сферы и медицинских учреждений; для родителей глухих детей; для студентов, обучающихся по образовательным программам, адаптированных для обучения инвалидов с нарушением слуха. Материал, изложенный в пособии, представляет несомненный интерес для всех заинтересованных лиц. Представленный в пособии достаточно полный обзор по жестовому языку, как одному из равноправных типов языков, поможет более глубоко понять природу человеческих языков вообще, а также по новому взглянуть на их лингвистическое исследование.
Место хранения: ЭБС «Университетская библиотека» (ЭБС)
 |
 |
Кюсева, М. В. Жесты формы и размера в русском жестовом языке / М. В. Кюсева // Rema. Рема. - 2017. - № 1.– С. 41-60. – URL: http://elib.mpgu.info/elib/view.php?id=8000 (дата обращения: 23.06.2025), для авторизованных пользователей МПГУ. – Библиогр.: с. 57-60. – На рус. яз.
В статье предлагается анализ трех признаковых полей в русском жестовом языке: толстый, тонкий и острый (= суживающийся к концу) Эти поля в рус- жестами формы и размера. Статья описывает свойства этих жестов в других языках, известные из предыдущих работ, а также предлагает их анализ в русском жестовом языке, выполненный по результатам подробного исследования их контекстной сочетаемости. В частности, высказываются аргументы за выделение в этих жестах комлонентов двух типов (специфицированных и неспецифицированных), обсуждается семантика немануальных элементов и описываются разные способы выражения этих признаков.
Место хранения: Электронная библиотека МПГУ (ЭБ)
Осокина, Л. М. Русский жестовый язык в системе образования детей с нарушениями слуха / Л. М. Осокина // Обучение языку в системе образования детей с ОВЗ: материалы научно-практической конференции с международным участием, г. Москва, 21 мая 2022: к 95-летию со дня рождения Е. А. Горбуновой / ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет; Под общей редакцией К. Б. Вовненко. – Москва: МПГУ, 2022. – С. 86-92. – URL: http://elib.mpgu.info/elib/view.php?id=51128 (дата обращения: 15.11.2022), для авторизованных пользователей МПГУ. – Библиогр.: с. 92. – На рус. яз.
В статье раскрываются возможности использования в образовательном процессе русского жестового языка (далее – РЖЯ), рассматриваются способы и формы применения РЖЯ как альтернативного вида коммуникации в обучении детей с нарушениями слуха; статья содержит значительное количество примеров.
Место хранения: Электронная библиотека МПГУ (ЭБ)
 |
 |
Харламенков, А. Е. Короткие слова: предлоги, частицы, союзы. Справочник переводчика русского жестового языка: учебник для вузов / А. Е. Харламенков. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 115 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14703-2. — URL: https://urait.ru/bcode/497046 (дата обращения: 23.06.2025), для авторизованных пользователей МПГУ.
Значительную трудность при переводе на русский жестовый язык представляют служебные части речи русского языка, такие как предлоги союзы, частицы: в подавляющем большинстве случаев они при переводе просто опускаются. Такая же ситуация наблюдается и у глухих при чтении ими русских текстов. Всё это приводит к искажению или полной потере смысла переводимого на жестовый язык текста. В помощь переводчикам русского жестового языка и составлен этот справочник. Является приложением к учебнику «Русский жестовый язык. Начала». Соответствует актуальным требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Учебник будет полезен широкому кругу читателей как слышащим, так и глухим.
Место хранения: ЭБС «Юрайт» (ЭБС)
 |
 |
Харламенков, А. Е. Русский жестовый язык. Начала: учебник для вузов / А. Е. Харламенков. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 383 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14701-8. — URL: https://urait.ru/bcode/479067 (дата обращения: 23.06.2025), для авторизованных пользователей МПГУ.
Курс по русскому жестовому языку предназначен для изучения языка «с нуля» в вузах, колледжах, в системе дополнительного профессионального образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Курс входит в комплект с «Рабочей тетрадью» предназначенной для домашней отработки тем, изучаемых на очных занятиях; «Жестово-русского словаря», являющегося расширенным справочником перевода на русский язык всех жестов, вошедших в лексикон данного курса; справочника «Короткие слова: предлоги, частицы, союзы. Справочник переводчика русского жестового языка». В курс, кроме обширной подборки упражнений, входит раздел лингвистики русского жестового языка. Впервые жесты, как единицы языка, даются как самостоятельные значения, а не зеркалирование русских слов. Данный курс — первое в России издание русского жестового языка, сопровождаемое мультимедийной поддержкой: все жесты, вошедшие в курс, можно просмотреть на сайте «Электронной справочно-аналитической системы Толковый лексикографический словарь русского жестового языка». Соответствует актуальным требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Курс предназначен для студентов вузов, а также для студентов колледжей, обучающихся по специальности «Организация сурдокоммуникации», слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования.
Место хранения: ЭБС «Юрайт» (ЭБС)
 |
 |
Харламенков, А. Е. Русский жестовый язык. Начала. Рабочая тетрадь: учебник для вузов / А. Е. Харламенков. — 4-е изд., испр. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 57 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14704-9. — URL: https://urait.ru/bcode/520215 (дата обращения: 23.06.2025), для авторизованных пользователей МПГУ.
Настоящая «Рабочая тетрадь» является приложением к учебнику «Русский жестовый язык. Начала». Соответствует актуальным требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Предназначено для самостоятельной работы слушателей курсов русского жестового языка.
Место хранения: ЭБС «Юрайт» (ЭБС)
 |
 |
Харламенков, А. Е. Теория русского жестового языка: учебник для вузов / А. Е. Харламенков. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 171 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14700-1. —URL: https://urait.ru/bcode/497124 (дата обращения: 23.06.2025), для авторизованных пользователей МПГУ.
Впервые дается определение жесту, как лингвистической единице, и это определение фундаментальное, позволяющее выстроить и понять лингвистику жестового языка. Из осознания этого понятия проистекает и понимание такого явления, как вариативность жестов; появляется критерий оценки верности или неверности жеста, или его применения. До формулирования определения жеста невозможно было аргументировать некорректность жеста, или, наоборот — привести аргументы в его пользу. Особенностью настоящей книги является то, что все приводимые в качестве примеров жесты, так же впервые, имеют мультимедийное сопровождение; то есть снабжены видео, показывающими каждый жест в динамике. Совмещение бумажного, статического, издания и мультимедийного контента произведено с помощью сайта «Всероссийского Союза переводчиков русского жестового языка СурдоЦентр»: http://surdocentr.ru, на котором находится «Электронная справочно-аналитическая система Толковый лексикографический словарь русского жестового языка». Адрес словаря: https://slovar.surdocentr.ru. Учебник русского жестового языка предназначен для изучения языка в вузах, колледжах, в системе ДПО, повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Место хранения: ЭБС «Юрайт» (ЭБС)
Чернова, О. Р. Особенности понимания и присвоения глухим ребенком предлагаемого содержания задач с помощью русского жестового языка / О. Р. Чернова // От детства к взрослости: вариации нормы и особенности развития: Сборник докладов 2-й Межвузовской конференции молодых ученых / ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет; Ред. -сост. А. С. Обухов. – Москва: МПГУ, 2017. – С. 105-108. – URL: http://elib.mpgu.info/elib/view.php?id=8630 (дата обращения: 23.06.2025), для авторизованных пользователей МПГУ. – На рус. яз.
Место хранения: Электронная библиотека МПГУ (ЭБ)