Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

Конкурсные списки

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Сургутски-хантыйский язык

Семенов, А. Н. Хантыйская литература как философия мировидения / А. Н. Семенов // Литература в школе. - 2024. - № 2. – С. 43-57. – URL:
http://elib.mpgu.info/elib/view.php?id=67963 (дата обращения: 06.05.2024), для авторизованных пользователей МПГУ. – Библиогр.: с. 57. – На рус., англ. яз.

Статья посвящена анализу своеобразия мировосприятия, отраженного в произведениях хантыйской литературы, которое рассматривается в качестве основного условия творческой реализации личности как в плане возможностей отдельного индивида, так и на уровне художественного миросозерцания народа в целом. Такой аспект исследования корпуса текстов национальной литературы является одним из результативных подходов, позволяющих определить приемы, средства реализации творческой индивидуальности художника слова, как единичного явления, так и в качестве составного элемента, значимой части художественной культуры народа в целом. История развития художественного мышления человечества свидетельствует, что истинное творческое выражение не должно соответствовать догме или заранее заготовленной форме. Поиски своего видения, понимания происходящего неизменно отличают подлинную творческую индивидуальность, которая выступает частью некоего общего, обоснованного народными традициями мировосприятия, понимания себя в пространстве и времени. Наличие такой способности художественного мышления к своеобразному миросозерцательному отношению к окружающему миру, с другой стороны, есть сила, способствующая как его адекватной оценке, так и положительной самооценке. В качестве составляющих своеобразие мировосприятия начал, которые испытывают непосредственное влияние национального менталитета, родного для автора, в работе рассматриваются такие, как независимость взглядов и неконформность суждений, уровень устойчивости к неопределенным ситуациям, развитость художественной фантазии, сохранение мировоззренческой информации духовной культуры народа, независимость взглядов художника, потенциальная готовность к нарушению границ дозволенного, устоявшегося, оригинальность и нестандартность решений проблемы отображения мира как внешнего, так и внутреннего, устойчивость к неопределенным ситуациям как личного, так и социального характера.

Место хранения: Электронная библиотека МПГУ (ЭБ)


Семенов, А. Н. Художественный текст хантыйской литературы как знаковая структура / А. Н. Семенов // Литература в школе. - 2023. - № 4. – С. 37-52. – URL:http://elib.mpgu.info/elib/view.php?id=55816 (дата обращения: 28.08.2023), для авторизованных пользователей МПГУ. – Библиогр.: с. 51. – На рус. яз.

Целью статьи является определение возможных путей анализа произведений хантыйской литературы, основанного на знаковой природе художественного текста. В исследовании рассматривается своеобразие бытования категории знак в литературе одного из народов Севера. В основе работы – семантический, культурно-исторический и описательный методы в анализе своеобразия знакового характера национальной литературы. Такой подход позволяет выявить оригинальную самобытность понимания знакового характера отдельных предметов и явлений, своеобразие отношения к отдельным знакам как ценностям окружающего мира, отразившуюся в словесной художественной культуре народа ханты.

Место хранения: Электронная библиотека МПГУ (ЭБ)


Фонетика современного хантыйского языка (сургутский диалект): учебное пособие / составители А. Е. Белькова. — Нижневартовск: НВГУ, 2023. — 77 с. — ISBN 978-5-00047-673-4. — URL: https://e.lanbook.com/book/366905 (дата обращения: 18.06.2025), для авторизованных пользователей.

Рабочая тетрадь для самостоятельных работ предназначена для оптимизации работы магистрантов по освоению данной области знаний. Пособие облегчит работу как на учебных занятиях (теоретических и практических), так и при выполнении самостоятельных работ. Данная рабочая тетрадь призвана сформировать представления о фонетике хантыйского языка сургутского диалекта; углубить теоретические сведения, приобретённые магистрантами по данному разделу. Пособие предназначено для магистрантов направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Хантыйская филология».

Место хранения: ЭБС «Лань» (ЭБС)