Институт педагогики и психологии (факультет педагогики и психологии) МПГУ основан в 1921 году. Здесь работали известные ученые Л.С. Выготский, П.П. Блонский, К.Н.Корнилов, В.П. Кащенко, В.А. Сластёнин, А.А. Вербицкий и другие, а сейчас лекции студентам читают академики и основатели своих научных школ – В.С. Мухина, А.В. Мудрик.
Подразделениями Института педагогики и психологии готовятся профессиональные кадры для работы в образовательных учреждениях разного уровня и типа, реабилитационных и психолого-медико-социальных центрах, центрах занятости и карьеры, психологических центрах и кадровых служб, центрах социальной защиты населения, молодежных движений и ассоциаций: РДДМ, Росдетцентр, Мосволонтер и др.; организациях отдыха детей и их оздоровления (МДЦ «Артек», ВДЦ «Орлёнок», ВДЦ «Океан»); психологических службах, научно-исследовательских учреждениях и др.
Научные школы Института педагогики и психологии отражают современные направления психологической и педагогической научной мысли. На сегодняшний день в Институте ведется работа 9 научных школ:
- «Феноменология развития и бытия личности» (основатель школы – академик РАО, доктор психологических наук, профессор Валерия Сергеевна Мухина).
- «Личностно-ориентированное профессиональное образование» В.А. Сластёнина» (основатель школы – академик РАО, доктор педагогических наук, профессор Виталий Александрович Сластёнин).
- Научная школа по исследованию проблем истории образования и педагогической мысли связана с именем профессора Евгения Николаевича Медынского (1885-1957).
- «Контекстное обучение» (основатель школы – член РАО, кандидат психологических наук, доктор педагогических наук, профессор Андрей Александрович Вербицкий).
- «Социализация и воспитание» (психологическая школа в области социальной педагогики)» (основатель школы – член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Анатолий Викторович Мудрик).
- «Инновационная педагогика и психология» (основатель школы – доктор педагогических наук, профессор Людмила Степановна Подымова).
- «Психология самопознания в обучении» (основатель школы – доктор психологических наук, профессор Елена Александровна Сорокоумова).
- «Каузальная диагностика» (основатель школы – доктор психологических наук, профессор Александр Федорович Ануфриев).
- «Психология личности и социальная педагогическая психология» (основатель школы – академик РАО, заслуженный деятель науки РФ, председатель научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства, доктор психологических наук, профессор Артур Александрович Реан).
Научная тематика кафедр Института охватывает широкий спектр актуальных проблем, связанных с психологическим благополучием и психическим здоровьем семьи и детей, инновационным развитием педагогического образования в современной России, изучением закономерностей функционирования и развития психики человека в изменяющемся мире, влияния образовательной среды и социальной ситуации развития человека в условиях использования цифровых ресурсов и цифровизации образовательных процессов.
Важными направлениями исследований ученых Института являются вопросы воспитания, социализации и развития личности в информационном пространстве мультикультурного общества; психологические проблемы профилактики агрессии девиантного поведения подростков и молодежи. Большое внимание уделяется изучению современных образовательных, активных и интерактивных технологий профориентации молодежи, подготовке педагогических кадров для образования взрослого населения, а также людей третьего возраста, формированию системы профессионального роста научных и научно-педагогических кадров.
Активную роль в научной жизни Института педагогики и психологии играют Центр социализации, семьи и профилактики асоциального поведения и Лаборатория когнитивной психологии в социальных практиках, и Молодежная лаборатория инновационных технологий персонализированного образования.
Взаимодействие с работодателями, развитие социального партнерства
Институт педагогики и психологии активно сотрудничает с академией Минпросвещения; организациями, находящимися в подчинении Департамента труда и социальной защиты населения, Департамента науки и образования г. Москвы; Росмолодежью, РДДМ; организациями отдыха детей и их оздоровления; научными организациями, институтами РАО; российским обществом «Знание» и др. Со всеми этими организациями у Института педагогики и психологии заключены договоры на прохождение практики и соглашения о сотрудничестве. Все эти организации приглашают студентов Института к себе на работу и выступают в качестве работодателей для выпускников.
Преподаватели Института входят во профессиональные ассоциации и сообщества (среди них Российское психологическое общество, Федерация психологов образования, Ассоциация практических психологов; МАНПО и многие другие), являются членами экспертных советов при ВАК, РАО, Министерстве просвещения, профильных комитетов Государственной Думы, выступают в качестве лекторов и экспертов общества «Знание», экспертов Российского научного фонда.
Институт педагогики и психологии регулярное взаимодействует с актуальными и потенциальными работодателями, выявляет запросы и потребности в компетенции специалистов профильных сфер, что позволяет поддерживать высокий уровень востребованности выпускников на рынке труда. Ежегодные мониторинги трудоустройства выпускников Института показывают высокий процент трудоустройства выпускников.
Если вы хотите узнать о больше жизни института или задать вопрос, ждем вас в наших официальных группах в социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube.