18 мая 2023 г. в смешанном формате состоялась III Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция с международным участием «Дополнительное образование детей: пути развития» и посвящена Году педагога и наставника.
Конференция проводилась в сотрудничестве с проектом «Флагманы образования».
Конференция объединила педагогов, студентов, учёных, методистов и руководителей образовательных организаций из России, Белоруссии, Сирии и ОАЭ – всего 604 зарегистрированных участника. Запись пленарного заседания посмотрели 850 раз.
Свои доклады и сообщения на конференции представили 121 человек, всего было сделано 92 доклада на пленарном заседании и заседаниях секции.
Участие в конференции приняли представители из всех 8 Федеральных округов и 50 регионов Российской Федерации: Алтайский край, Архангельская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Кабардино-Балкарская Республика, Калужская область, Кемеровская область, Краснодарский край, Красноярский край, Липецкая область, Луганская Народная Республика (ЛНР), Москва, Московская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пермская область, Приморский край, Псковская область, Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия – Алания, Республика Татарстан, Республика Тыва, Рязанская область, Самарская область, Санкт-Петербург, Саратовская область, Свердловская область, Смоленская область, Ставропольский край, Тульская область, Тюменская область, Удмуртская Республика, Ульяновская область, Хабаровский край, Челябинская область, Чеченская Республика, Чувашская Республика, Ямало-Ненецкий, Ярославская область. Участвовали коллеги из Белоруссии, Сирии и ОАЭ.
Единовременно смотрели конференцию свыше 500 человек в режиме онлайн.
Видеозапись пленарного доклада размещена по ссылке.
Видеозаписи работы секций будут размещены на Youtube-канале «Педагогическое сопровождение детства» кафедры исследовательской и творческой деятельности в начальной школе, организатора конференции.
В рамках конференции проводятся курсы повышения квалификации ««Организация школьного познавательного туризма и экскурсий в урочной и внеурочной деятельности».
Пленарное заседание открыла и поприветствовала участников конференции директор Института детства МПГУ Анна Алексеевна Алмазова. В своём приветственном слове к участникам конференции она отметила важную роль и ценность данного мероприятия для обмена опытом в дополнительном образовании детей и пригласила к сотрудничеству.
С приветственным словом выступила Анна Геннадьевна Антонова, начальник управления непрерывного дополнительного образования МПГУ
Работу пленарного заседания открыл доклад заслуженного деятеля науки РФ, профессора, доктора педагогических наук, главного научный сотрудника ФГБУК «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий» Рожкова Михаила Иосифовича. В своём выступлении Михаил Иосифович отразил проблемы социального воспитания как целевой функции дополнительного образования. Особенно заинтересовала участников конференции информация о
Куранина Надежда Михайловна, руководитель ГБОУДО «Дворец творчества детей и молодёжи имени А.П. Гайдара», председатель Совета регионального отделения Российского движения детей и молодёжи «Движение Первых» г. Москвы в своем докладе ответила на главный вопрос современного дополнительного образования: Почему нам так важно объединяться? Показала основные указала причины создания сообщества и выделила ценности и направления РДДМ «Движение первых».
Опытом изобразительного искусства как терапевтическим средством коррекции психических состояний детей дошкольного возраста в процессе программного обучения основам ИЗО» поделился Ваняев Владимир Александрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры рисунка МПГУ, руководитель образовательных программ дополнительного образования.
Заместитель директора Института детства по дополнительному образованию, кандидат педагогических наук, доцент Галямова Эльмира Махмудовна подвела итоги пленарного заседания.
Содержание докладов пленарной части конференции определили тематику работы 8 секций.
Секция 1. Педагогика и психология дополнительного образования.
Руководитель секции: Ковалева Наталья Борисовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологической антропологии МПГУ, Заслуженный деятель науки и образования РАЕН. Секция была представлена докладами ведущих специалистов, ученых и магистрантов, отражающих в своих исследованиях интересные формы антропопрактики в сфере дополнительного образования в Москве и других регионах.
Секция представлена 13 докладами.
Крашкина Ирина Николаевна, воспитатель ГБОУ ШКОЛА № 285 им. В.А. Молодцова увлеченно рассказала о методе и его результативности, исполненный любви к детям, ее доклад был посвящён влиянию занятий с песком на когнитивное развитие дошкольников.
Прекрасный доклад представила Медведева Марина Ивановна, магистрант МПГУ на тему «Формирование инициативности у младших школьников средствами творческого проекта».
Конструктивно, ярко, вдохновенно о формировании мышления обучающихся рассказал Косярский Александр Алексеевич, педагог МАОУДО «ЦДТ «Прикубанский», г. Краснодар.
Бажин иерей Георгий (Бажин Юрий Валерьевич), преподаватель
Православной гимназии г. Иркутска, очень глубоко и наглядно поставил проблему воспитания и становления личности учащихся, а также о возможности ее решения за счет рефлексивно-творческих форм антропопрактики.
Важно отметить продуктивное включение в дискуссию, качественные комментарии и вопросы методиста, педагога дополнительного образования Камкина Дмитрия Мстиславовича, МУ ДО «Малая академия», г. Краснодар.
Секция 2. Включение в систему дополнительного образования детей с различными образовательными потребностями
Руководитель секции: Никандрова Татьяна Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет».
Секция представлена 16 докладами.
Тематика докладов была не только общими о включении в систему дополнительного образования детей с различными образовательными потребностями, но также отразили современные подходы включения в образовательный процесс дошкольного учреждения ресурсов дополнительного образования, направленного на развитие эмоционального интеллекта детей с особыми образовательными потребностями в совместном докладе Барановой Галины Анатольевны доцент ГБОУ дополнительного профессионального образования Тульской области «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области» и Евсюковой Юлии Николаевны заведующего МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 21 Тульской области.
Заполнился доклад Гребенниковой Олеси Николаевны, учителя ОГБОУ «Школа-интернат «Вера», г. Рязань, об организация и содержание деятельности керамической мастерской для подростков и молодых людей с интеллектуальными нарушениями.
Особенно следует отметить важность выступления на тему «Социокультурная интеграция младших школьников с интеллектуальными нарушениями в коммуникативно-познавательной среде теневого театра» преподавателей МПГУ Сизовой Анны Владимировны и Тушевой Елены Сергеевны и их содокладчиков студенток МПГУ Варламовой Марии Александровны и Барановой Светланы Андреевны.
Секция 3. Цифровая образовательная среда и техническая деятельность в дополнительном образовании
Руководитель секции: Борисов Владимир Юрьевич, старший преподаватель кафедры исследовательской и творческой деятельности в начальной школе Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», директор Музея МПГУ.
На секции было представлено 8 докладов и 3 видеозаписи доклада.
Особо хочется отметить выступления педагога ГБПОУ «Воробьевы горы» Ракитина Михаила Юрьевича об использование платформы Discord в системе дополнительного образования при реализации программ художественной направленности, а также педагога-психолога Межрегионального общественного движения «Суверенный курс», г. Санкт-Петербург Коношенко Ксении Николаевны о влиянии нереализации родителей на зависимость детей от гаджетов.
Секция представила методические наработки, электронные образовательные ресурсы, программы дополнительного образования с использованием цифровой среды.
Секция 4. Подготовка кадров для системы дополнительного образования
Руководитель секции: Бирюкова Елена Александровна, кандидат филологических наук, доцент, начальник Отдела качества образования Учебно-методического управления МПГУ.
Было представлено 4 докладами и 2 видеозаписи докладов.
Следует отметить выступления заместителя директора МБУ ЦДТ № 4, МБУ МЦ, г. Иваново Зубковой Оксаны Алексеевны о формировании и развитии эколого-педагогической компетентности современных педагогов, а также заместителя директора Анапского филиала МПГУ Гомзяковой Натальи Николаевны о совершенствовании уровня профессиональной компетенции педагогических работников классов казачьей направленности общеобразовательной школы.
Секция 5. Художественная деятельность в дополнительном образовании
Руководители секции: Першина Жанна Александровна, кандидат педантических наук, доцент кафедры исследовательской и творческой деятельности в начальной школе ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». Черкасова Екатерина Сергеевна, старший преподаватель кафедры исследовательской и творческой деятельности в начальной школе ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет».
На секции было представлено 15 докладов и 2 видеозаписи доклада.
Художественная секция одна из самых популярных направленностей у слушателей и студентов МПГУ, так как напрямую соотносится с программой «Начальное образование и дополнительное образование (художественное творчество)».
Особенно отмечены выступления Головановой Ирины Львовны, доцента МПГУ об актуальных форматах дополнительного образования в области детского художественного творчества, Пашковой Дарьи Ивановны, педагог дополнительного образования ГБОУ Школа 1517 о материалах и организации рабочего пространства для творческой деятельности младшего школьника, а также Шараповой Елены Валерьевны, педагога Государственного учреждения образования «Центр технического и художественного творчества детей и молодежи Фрунзенского района г. Минска «Зорка», Республика Беларусь, г. Минск, о формировании социально-коммуникативных способностей у обучающихся в объединении по интересам «Эстрадно-цирковая студия «ШарЛен».
Секция 6. Естественнонаучная деятельность в дополнительном образовании
Руководитель секции: Самкова Виктория Анатольевна, доцент кафедры исследовательской и творческой деятельности в начальной школе МПГУ.
На секции было представлено 9 докладов.
Особенно отметила выступление Гариповой Ильвиры Анисовны, преподавателя МОБУ СОШ №7 муниципального района Давлекановский район, Республика Башкортостан, г. Давлеканово, о внеурочной работа по географии как способе активизации познавательной активности
Секция 7. Туристско-краеведческая деятельность в дополнительном образовании
Руководитель секции: Самойлова Надежда Борисовна, директор Центра развития открытого образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет».
Секция состояла из 8 докладов.
В работе секции приняли участие педагоги и методисты дополнительного образования, инструкторы по активному туризму, руководители молодежных клубов Русского географического общества, музейные работники, преподаватели высшего образования и студенты из разных регионов РФ.
Особенно отмечено выступление Моргуна Дмитрия Владимировича, директора Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма, к.ф.н., к.б.н., почётного работника общего образования РФ об экотуризме школьников: методология и эффективные практики.
Секция 8. Проблемы воспитания и наставничества в дополнительном образовании
Руководитель секции: Яковлев Сергей Викторович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики начального образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет».
Данная секция новая для конференции, была проведена впервые, на ней выступили 6 докладчиков и показаны 2 видеозаписи докладов.
Особенно хочется поблагодарить за выступления коллег из ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», г. Калуга Макарову Валентину Александровну, Портнову Ольгу Александровну, Иванову Ирину Викторовну, Буслаеву Елену Николаевну.
И, конечно, очень ценно приветствовать коллег из Луганской Народной Республики, в частности Полтавскую Наталию Евгеньевну с докладом о роли наставничества в саморазвитии профессионально значимых качеств педагога начального образования в Луганской Народной Республике
Выражаем благодарность организаторам, докладчикам и участникам конференции за подготовку и организацию работы секций, за своевременность предоставления материалов и интересные, насыщенные доклады, а также за внимание и интерес к докладчикам.
Особую благодарность выражаем Управлению информационных технологий МПГУ и Дробышевау Егору Юрьевичу за организацию и техническое сопровождение конференции.
Благодарим студентов факультета начального образования МПГУ за организацию технической и консультативной помощи при проведении секций. Особенно активно проявили себя студенты 1 и 2 кусров: Аксененко Юлия Кирилловна, Баева Анастасия Сергеевна, Блонова Яна Александровна, Булатова Ирина Сергеевна, Колосова Екатерина Андреевна, Курилова Полина Максимовна, Ларина Яна Владимировна, Луценко София Олеговна, Мельникова Ксения Сергеевна, Михайлова Виктория Михайловна, Муз Евгений Дмитриевич, Овсянникова Александра Алексеевна, Овчаренко Кристина Александровна, Симонова Ангелина Игоревна, Соломатина Анжелика Анатольевна, Триги Жамиля Хассеновна, Хачатрян Людмила Арменовна, Щербакова Наталья Андреевна, Юнисова Динара Амировна, Якупова Айгуль Рамилевна.
Желаем участникам творческих успехов и ждём всех в следующем году на ежегодной онлайн-конференции «Дополнительное образование детей: пути развития»!
Мероприятие проходит в рамках Года педагога и наставника. Входит в план мероприятий Университета, приуроченных к празднованию Года педагога и наставника и 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского.
Мероприятие проходит в рамках Научно-педагогического марафона «Педагогические университеты России: по пути К.Д. Ушинского» (серия научно-практических конференций) в соответствии с п. 4 р. 2 Плана основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года педагога и наставника, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.02.2023 г. № 399-р.
#ГодПедагогаНаставника
#ГПН_2023