- Цель освоения дисциплины (модуля): формирование у студентов эстетической культуры мышления на основе базовых культурных ценностей, истории эстетических учений, представленных в общефилософском и культурологическом контекстах, а также в результате овладения эстетическим анализом, что необходимо для понимания произведений искусства в различные периоды культурно-исторического развития общества и реализации полученных знаний в творческой и художественно-просветительской деятельности.
- Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Эстетика и теория искусства» является дисциплиной по выбору вариативной части образовательных программ.
- Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций:
– способности использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции;
– способности использовать основы гуманитарных и социльно-экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности;
– способности применять теоретические знания в профессиональной деятельности, постигать музыкальное произведение в культурно-историческом контексте,
– готовности к постоянному накоплению знаний в области теории и истории искусства, позволяющих осознавать роль искусства в человеческой жизнедеятельности;
– способности выполнять под научным руководством исследования в области музыкально-инструментального искусства и музыкального образования.
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен:
знать:
– развитие эстетических идей и эстетических категорий, их особенности в зависимости от исторического этапа существования человеческого общества;
– взаимосвязь эстетических учений с художественными процессами и культурно-историческими контекстами;
– закономерности художественного творчества и эстетического восприятия;
– проблемы истории эстетики и современной эстетики, значение искусства как культурного феномена;
– принципы и основания эстетических оценок;
уметь:
– распознавать принадлежность того или иного произведения искусства к определенному периоду развития европейской художественной культуры;
– классифицировать произведения по отношению к виду, жанру, стилю, направлению искусства, индивидуальной манере художника;
– творчески использовать эстетические идеи при анализе содержания художественных произведений;
владеть:
– навыками лекторской художественно-просветительской деятельности;
– навыками эстетического анализа и иметь опыт объективного эстетического оценивания любого художественного феномена;
– навыками рефлексии, критического мышления, аргументированного ведения дискуссий по эстетической проблематике.
- Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет 3 зачетные единицы (108 академических часов).
- Семестр: 6, 7.
- Основные разделы дисциплины (модуля):
- Предмет и история эстетики как философской дисциплины.
- Зарождение рефлексии об искусстве. Платон и Аристотель об искусстве и художественном воспитании.
- История и сущность эстетических категорий: эстетическое, красота, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, вкус.
- Понятие и теории искусства в истории культуры.
Контакты: na.dmitrieva@mpgu.edu, filos@mpgu.edu
тел.: 8-495-438-17-26