Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ПОСТУПЛЕНИЕ

Аннотация рабочей программы дисциплины «История семьи и детства»

Кафедра истории Института социально-гуманитарного образования МПГУ (Код кафедры – 50)

предлагает 

Аннотация дисциплины

История семьи и детства

Цель курса – на основе овладения специальным понятийным аппаратом, использования научных подходов, развиваемых исторической демографией, социологией семьи, исторической психологией, семейным правом, всеобщей и отечественной историей выработать у студентов способность анализа  исторических изменений семьи и детства и прогнозирования перспектив эволюции института семьи и детства  в будущем

Задачи курса

  1. Представить обоснованную периодизацию истории семьи и детства, неразрывно связанную с эволюцией форм социально-биологической организации людей
  2. Сравнить традиции брачности, рождаемости, формы, состав, типы семей в исторических культурах народов мира и России
  3. Выявить структуру семьи (отношения брака; отношения: дети – родители, отношения: пожилые – зрелые – молодые – юные), источники доходов и бюджет расходов семьи на каждом конкретном этапе исторического развития
  4. Проследить эволюцию семейного права как источника по истории семьи, родительства, детства
  5. Исследовать политику государств индустриальной и постиндустриальной эпох в отношении институтов семьи, родительства и детства
  6. Выявить исторические изменения семьи на современном этапе и очертить перспективы эволюции института семьи и детства

Требования к результатам освоения дисциплины:

Знать:

  • Основные направления исследования истории семьи, теории возникновения и развития семьи и методы изучения истории семьи;
  • Основные этапы формирования и развития социально-биологической организации человеческого общества, эволюции семьи в истории России и мира с древности до наших дней;
  • Историческую типологию семей, других форм родственно-семейной организации жизни людей в различные исторические эпохи;
  • Особенности мотивации брачного, репродуктивного и семейного поведения отдельных групп населения в истории мировых цивилизаций;
  • Исторически изменяющийся характер взаимодействия семьи, государства, церкви и других социальных институтов;
  • Социокультурные типы семьи и детства, соответствующие ступеням развития современных цивилизаций.

Уметь:

  • Логически мыслить, вести научные дискуссии по истории семьи;
  • Работать с разноплановыми историческими источниками по истории семьи
  • Осуществлять эффективный поиск исторической информации и критики источников по истории семьи;
  • Получать, обрабатывать и сохранять источники информации по истории семьи;
  • Применять категориальный аппарат (терминологию)демографии, социологии семьи, экономики, психологии и истории к анализу истории семьи и детства
  • Преобразовывать историческую информацию в историческое знание, осмысливать процессы развития семьи в России и мировом сообществе
  • Соотносить общецивилизационные исторические процессы и специфические явления в истории семьи;
  • Выявлять роль психологических факторов, связанных с историей семьи, в событиях и явлениях отечественной и мировой истории;
  • Использовать полученные знания по истории семьи для обучения и воспитания в учебной аудитории.

Владеть:

  • Способностью применять категориальный аппарат (терминологию) демографии, социологии семьи, психологии, экономики, истории к анализу истории семьи и детства
  • Первоначальными навыками работы с различными типами источников и систематизации информации по истории семьи;
  • Начальной способностью критического оценивания научной литературы через рецензирование работ по истории семьи;
  • Способностью к начальной исследовательской деятельности, включая постановку целей и задач исследования, выработку логически связанного плана, отбор материала, формулирование выводов по проблемам, связанным с историей семьи.
  • Способами использования информации по истории семьи в целях обучения и воспитания.
  • Методологией и методикой анализа исторически сменяющих друг друга структур семейной организации и внутрисемейных отношений, а также выявления исторических корней современных явлений семейной и детской жизни

Разделы курса

1.История семьи и детства как объект исследования

2.Эволюция досемейных форм организации жизни первобытных людей ( от палеолита до раннего железного века)

3.Формирование института семьи. Институт семьи и детства в эпоху цивилизаций древности и раннего средневековья в мире и России (до XIV в.)

4.Традиционная модель семьи и детства в доиндустриальном обществе (XV-XVII  вв.) Запад, Восток, Россия

  1. Кризис семьи, эволюция моделей брачно-семейного поведения и типов семейно-сословных групп в эпоху перехода от традиционного к индустриальному обществу в мире и России (XVIII-XIX вв.).
  2. Развитие института семьи и детства в эпоху революций, поисков национально-государственных стратегий развития и мировых войн (1914-1945 гг.)
  3. Эволюция социального института семьи и детства в контексте послевоенной мировой и советской истории (1946- 80-е гг.ХХ в.)
  4. Исторические изменения семьи и детства в постиндустриальном обществе. Будущее семьи как социального института (90-е гг. ХХ в./ХХI в.)

Курс «История семьи и детства» предназначается для студентов следующих направлений подготовки:

37.03.01 Психология,  профиль Социальная психология развития

Цель курса – внесение вклада в выработку следующих компетенций

ПК -4- Способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;

ПК-12 Способность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психической культуры общества

44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профили Психология и социальная педагогика, практическая возрастная психология, психология детско-родительских отношений, педагогика и психология семейного образования

Цель курса – внесение вклада в выработку следующих компетенций

ОПК-1 – Способность учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях

ОПК-9 -Способность вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурного развития ситуации 

39.03.02 Социальная работа, профиль Социальная работа с молодёжью

Цель курса – внесение вклада в выработку следующих компетенций

ОПК-5 Способность учитывать в профессиональной  деятельности специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального, особенности этнокультурного развития своей страны и  социокультурного пространства, поведения различных национально-этнических, половозрастных и социально-классовых групп, а также инфраструктуру обеспечения социального благополучия граждан

ПК-14 Способность к осуществлению прогнозирования, проектирования и моделирования социальных процессов и явлений в области социальной работы, экспертной оценки социальных проектов 

39.03.03 Организация работы с молодёжью, профиль Социальное проектирование

Цель курса – внесение вклада в выработку следующих компетенций

ПК-15 Способность участвовать в разработке и внедрении проектов и программ по проблемам детей, подростков и молодежи

ПК-21 Способность участвовать в развитии проектно-аналитической и экспертно-консультационной деятельности в молодёжной среде

Автор: к.и.н., доц. Куренышева Е.П.