Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ПОСТУПЛЕНИЕ

Аннотация рабочей программы дисциплины «Профессиональная этика» (кафедра философии, № 51)

1.Цель дисциплины:выработка у студентов системы знаний и четкого представления о профессиональной этике педагога; о началах этики и этических критериях, в соответствии с которыми оценивается профессиональная деятельность преподавателя; о нравственной специфике работников учебных заведений, проблемах этики педагога, этике педагогической деятельности; развитие и формирование этического потенциала будущего педагога.

2.Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Профессиональная этика» является дисциплиной по выбору вариативной части образовательных программ.

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины «Профессиональная этика» направлен на формирование и развитие общекультурных и профессиональных компетенций:

– владение основами профессиональной этики

– способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности

В результате освоения дисциплины студент должен

Знать:

  • понятийно-категориальный аппарат профессиональной этики;
  • нравственное содержание деятельности педагога;
  • систему нравственного воспитания в педагогической деятельности;
  • ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования;
  • роль и место профессиональной этики в системе наук, общее и специфику различных видов профессиональной этики;
  • систему необходимых личностно-профессиональных качеств педагога;
  • основные этические правила, нормы и требования делового и межличностного этикета, в соответствии с которыми строить свое поведение и взаимоотношения в профессиональной деятельности;
  • этические принципы, функции, стили, способы педагогического общения и взаимодействия с различными возрастными и социальными категориями субъектов коммуникации: учащимися, родителями, коллегами и социальными партнерами.

 

Уметь:

  • осознавать социальную значимость своей будущей профессии, на основе этических требований определять стратегию поведения по отношению к своему профессиональному долгу и субъектам общения;
  • разбираться в современных проблемах профессиональной и педагогической этики;
  • применять на практике теоретические и прикладные знания в области профессиональной этики;
  • использовать основные положения профессиональной этики в процессе общения; быть готовыми к толерантному восприятию социальных и культурных различий;
  • опираясь на моральные профессиональные принципы, работать в коллективе, конструктивно строить отношения с учащимися, коллегами, социальными партнерами;
  • анализировать специфику, сходство и необходимость сочетания в практике работы этических и административно-правовых норм;
  • нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;
  • регулировать своё поведение, взаимоотношения с учащимися, родителями, коллегами в соответствии с требованиями морали, понятием о долге и профессиональной этике педагога;
  • выявлять зоны ценностно-этических противоречий и конфликтов в профессиональной педагогической деятельности, владеть навыками их разрешения;
  • создавать должную моральную обстановку в служебном коллективе;
  • решать практические задачи и нейтрализовать проявления профессионально-нравственной деформации.

 

Владеть:

  • навыкамиэтико-аксиологического анализа процессов, ситуаций, отношений, поступков и т.п.;
  • техникой общения и взаимодействия, различными способами организации коммуникативной деятельности в профессиональной сфере;
  • способами проектирования и построения позитивного профессионального имиджа;
  • технологиями предотвращения и прекращения моральных конфликтов;
  • навыками ценностно-этической самооценки, самоконтроля, самосовершенствования, способностью вырабатывать систему личностных норм-ориентиров собственной профессиональной деятельности и следовать ей;
  • навыками делового общения учителя с учениками, межличностных отношений с коллегами.

 

4.Общая трудоемкость дисциплины 2 или 3 зачетные единицы (72 или 108 часа) (масштабируемый курс)

В случае, если выбирается курс в 2 зачетные единицы, ряд тем проходятся в сокращенном виде.

5.Семестры:на усмотрение составителей учебного плана.

6.Основные разделы дисциплины:

1.Предмет этики. Корпоративная и профессиональная как прикладные составляющие этики

2.Предыстория нравственности: архаическая нравственность как основа современной морали и профессиональной этики.

3.Понятие профессиональной морали

4.Моральная мотивация и моральная оценка в свете профессиональной деятельности учителя

5.Проблема морального выбора: теория и педагогическая практика

6.Долг и совесть как основополагающие регулятивы поведения людей в обществе

7.Профессиональная этика в системе прикладного этического знания

8.Специфика деятельности педагога и нравственные основы его отношения к своему труду

9.Этика отношений в системе “педагог – учащийся”

10.Этика отношений в системе “педагог – педагог”

11.Этика педагога и ученого в системе высшего образования

12.Этика и культура межличностного общения педагога

13.Этикет в профессиональной культуре педагога как элемент нормативной регуляции

7.Автор: Левикова Светлана Игоревна, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии института социально-гуманитарного образования

Контакты:  si.levikova@mpgu.edu, filos@mpgu.edu

Тел.: 8-495-438-17-26