1.Цель дисциплины:формирование эстетического сознания личности, освоение способов философского осмысления явлений культуры как продукта эстетической практики в ее истории и современности.
2.Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Эстетика» является дисциплиной по выбору вариативной части образовательных программ.
3.Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины «Эстетика» направлен на формирование и развитие общекультурных и профессиональных компетенций:
– способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения
– способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
– способность выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп
В результате освоения дисциплины студент должен
Знать:
- предмет эстетики, ее особенности как науки;
- исторические особенности эстетических учений;
- содержание эстетической и художественной культуры личности;
- основные элементы системы эстетического знания и их категориальные структуры;
- ключевые концептуальные модели, представленные в истории эстетической мысли;
- ведущих представителей эстетического знания;
- прикладные аспекты эстетического знания;
- специфику эстетического отношения к действительности, включая вопросы эстетического сознания, его влияния на профессиональную деятельность;
- место и роль искусства в жизни человека и общества, принципы, функции и морфологию искусства для использования в сфере профессиональной деятельности.
Уметь:
- применять на практике знания об эстетике как науке;
- реализовывать знания о эстетической и художественной культуре личности;
- применять в практической деятельности эстетические понятия и категории;
- реализовывать знания об эстетическом анализе искусства;
- анализировать эстетические аспекты профессиональной деятельности;
- использовать художественную и эстетическую ценность искусства для решения проблем в сфере устранения и погашения конфликтов;
- организовывать художественно-эстетическую деятельность для решения профессиональных задач и совершенствования профессионального мастерства.
Владеть:
- навыками практической актуализации знаний об эстетике как науке;
- навыками реализации знаний об эстетической и художественной культуре личности;
- навыками практической реализации знаний об эстетических понятиях и категориях;
- навыками эстетического анализа искусства;
- опытом художественно-эстетического восприятия;
- языком классического и современного искусства, его современными технологиями с целью оказания эффективного влияния на индивидуальное и групповое эстетическое сознание в профессиональной деятельности;
- навыками по использованию эстетических и художественных знаний для организации профессиональной деятельности; позитивного эстетического воздействия на других людей.
4.Общая трудоемкость дисциплины 2 зачетные единицы (72 часа)
5.Семестры:на усмотрение составителей учебного плана.
6.Основные разделы дисциплины:
1.Предмет эстетики и его изменение в соответствие с двумя основными этапами: традиционным (классическим) и современным (неклассическим). Эстетическое видение, эстетическое сознание, эстетическая деятельность.
2.История эстетических учений: эстетические учения в Античности, эстетика Средних веков, эстетика эпохи Возрождения, эстетика Нового времени, русская эстетика XI – XIXвв.
3.Категории классической эстетики.
4.Искусство.
5.Общие принципы искусства.
6.Эстетика пост-культуры.
7.Современные эстетика и искусство (конец XIX– XXIвв.)
8.Категории неклассической эстетики. Основные особенности искусства постмодерна.
7.Автор: Левикова Светлана Игоревна, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии института социально-гуманитарного образования
Контакты: si.levikova@mpgu.edu, filos@mpgu.edu
Тел.: 8-495-438-17-26