- Цель освоения дисциплины:
Формирование целостной системы религиоведческих знаний, позволяющих студенту концептуально осмысливать религиозно-конфессиональные и религиозно-этические аспекты социокультурной действительности.
- Место дисциплины в структуре образовательной программы:
Дисциплина «Этика мировых религий» является дисциплиной по выбору вариативной части образовательных программ.
- Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины «Этика мировых религий» направлен на формирование и развитие различных общекультурных и профессиональных компетенций:
- способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения;
- способность к коммуникации в устной и письменной формах для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
- способность работать в команде, толерантно воспринимая этнокультурные и мировоззренческие различия;
- способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- особенности религиозного типа мировоззрения, роль религиозно-этических ценностей в системе мировой культуры;
- основные этапы становления и развития мировых и национальных религий;
- специфику проявления основных этических идеалов и норм в области вероучения, культа, традиций мировых и национальных религий;
- законы РФ, регламентирующие религиозную деятельность и защищающие принципы свободы вероисповедания и свободы совести;
уметь:
- анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы религиозно-этического характера в контексте реалий современного поликонфессионального общества;
- по ключевым понятиям и категориям определять тип и характер религии, конфессиональное направление и обусловленную ими специфику этических систем;
- последовательно и аргументировано отстаивать свою точку зрения в дискуссиях по основным проблемам, связанным с религиозно-этической проблематикой;
- применять общетеоретические и прикладные знания по вопросам религиозной этики для обоснования решений в профессиональной сфере и формирования ответственной гражданской позиции.
владеть:
- навыками определения характерных особенностей этических систем мировых и национальных религий;
- навыками выявления взаимосвязи религиозной этики с другими формами духовной жизни: философией, искусством, наукой и т.д.
- навыками ведения дискуссии по религиозно-этической проблематике, навыками межличностной коммуникации, направленной на коллективное решение обсуждаемой проблемы;
- навыками толерантного отношения к представителям различных религий и культур;
- навыками духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности на основе религиоведческих знаний.
- Общая трудоемкость дисциплины
В зависимости от учебного плана может быть представлена в трех вариантах:
- 2 зачетные единицы (72 часа),
- 3 зачетные единицы (108 часов),
- 4 зачетные единицы (144 часа).
- Семестр: определяется учебным планом
- Основные разделы дисциплины:
- Введение в этику мировых религий.
- Социально-этические идеалы в этно-национальных религиях.
- Проблема личной свободы и ответственности в мировых религиях.
- Буддизм как особая религиозно-этическая система.
- Библия в контексте формирования христианской этики: ветхозаветная и новозаветная мораль.
- Иерархия христианских ценностей в контексте конфессиональных направлений.
- Религиозно-этические ценности ислама и законы шариата.
- Христианство и ислам: границы толерантности.
- Религия и проблемы биоэтики в современном мире.
Контакты: lb.mikhajlova@mpgu.edu, filos@mpgu.edu
тел.: 8-495-438-17-26