Кафедра истории Института социально-гуманитарного образования МПГУ (Код кафедры – 50)
предлагает
Аннотация дисциплины
«История повседневности»
Цель курса – на основе уяснения предмета и специфики истории повседневности как научного подхода, а также овладения комплексом методов анализа выработать у студентов способность исследования повседневной жизни российского населения в XIX/ХХ -нач. XXI вв.
Задачи курса
- Определить предмет и специфику курса «история повседневности», опираясь на традиции современных научных исследовательских школ Германии, Франции, США, Англии, России
- Выявить структуру повседневной жизни, её элементы ( жилище, питание, гигиена, одежда, труд и др.) на каждом этапе исторического развития
- Раскрыть жизненный мир представителей различных социальных групп ( дворянства, купечества, мещанства, духовенства, крестьянства, рабочих, буржуазии и др.) в дореволюционную и послереволюционную эпохи
- Исследовать советскую повседневность как явление, проследить её эволюцию, выявить символы и знаки советской эпохи
- Выявить социально значимые проявления повседневности XIX/ХХ вв., отраженные в практиках деятельности таких институтов как здравоохранение, образование, жилищно-коммунальная сфера, торговля и потребление, средства массовой информации, транспорт и др.
- Выявить исторические корни современных явлений российской повседневной жизни
Требования к результатам освоения дисциплины:
Знать:
- Предмет и специфику курса «история повседневности» в отличие от этнографии, истории быта и др.
- Основные подходы к определению понятия «повседневность» в работах философов, культурологов, историков искусства, экономистов, социологов и т.д.
- Работы наиболее видных исследователей истории повседневности в английской, американской, германской, французской, российской историографии
- Элементы повседневной жизни, составляющие жизненный мир российских сословий дореволюционной эпохи
- Символы и знаки эпохи советской повседневности
- Содержание, основные проблемы городской и сельской повседневности советской эпохи
Уметь:
- Работать с различными типами источников (включая изобразительные, археологические и др.)
- Получать, обрабатывать и сохранять источники информации по истории повседневности
- Использовать категориальный аппарат (терминологию) культурологии, социологии повседневности, экономики, психологии и истории искусств к анализу истории повседневной жизни
- Осуществлять эффективный поиск исторической информации и критики источников по истории повседневности;
- Ориентироваться в современной историографии, оценивать новейшие исследования по истории повседневности
Владеть
- Способностью применять категориальный аппарат (терминологию) культурологии, социологии повседневности, психологии, экономики повседневной жизни, истории искусств к анализу истории повседневности
- Первоначальными навыками работы с различными типами источников и систематизации информации по истории повседневности;
- Начальной способностью критического оценивания научной литературы через рецензирование работ по истории повседневности;
- Способностью к начальной исследовательской деятельности, включая постановку целей и задач исследования, выработку логически связанного плана, отбор материала, формулирование выводов по проблемам, связанным с историей повседневности.
- Способами использования информации по истории повседневности в целях обучения и воспитания.
- Методологией и методикой анализа исторически сменяющих друг друга структур и элементов повседневности, а также выявления исторических корней современных явлений повседневной жизни
Разделы курса
- История повседневности: предмет, специфика, современные научные школы.
- Структура повседневной жизни и её содержание в истории имперской России XVIII- начала ХХ вв.
- Повседневная жизнь российских сословий: дворянство, купечество, мещанство, духовенство, крестьянство. (XVIII- нач. ХХ в.)
- Городская и сельская повседневность (рубеж XIX/ХХ веков)
- Повседневная жизнь в эпоху революций и войн (1914-1922)
- Городская и сельская повседневность в условиях советской цивилизации
- Иерархия советского общества. Картина мира и повседневная жизнь социальных групп
- Знаки и символы советской эпохи
- Исторические корни современных явлений повседневной жизни.
Курс «История повседневности» предназначается для студентов следующих направлений подготовки:
37.03.01 Психология, профиль Социальная психология развития
Цель курса – внесение вклада в выработку следующих компетенций
ПК -4- Способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;
ПК-12 Способность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психической культуры общества
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профили Психология и социальная педагогика, практическая возрастная психология, психология детско-родительских отношений, педагогика и психология семейного образования
Цель курса – внесение вклада в выработку следующих компетенций
ОПК-1 – Способность учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях
ОПК-9 -Способность вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурного развития ситуации
39.03.02 Социальная работа, профиль Социальная работа с молодёжью
Цель курса – внесение вклада в выработку следующих компетенций
ОПК-5 Способность учитывать в профессиональной деятельности специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального, особенности этнокультурного развития своей страны и социокультурного пространства, поведения различных национально-этнических, половозрастных и социально-классовых групп, а также инфраструктуру обеспечения социального благополучия граждан
ПК-14 Способность к осуществлению прогнозирования, проектирования и моделирования социальных процессов и явлений в области социальной работы, экспертной оценки социальных проектов
39.03.03 Организация работы с молодёжью, профиль Социальное проектирование
Цель курса – внесение вклада в выработку следующих компетенций
ПК-15 Способность участвовать в разработке и внедрении проектов и программ по проблемам детей, подростков и молодежи
ПК-21 Способность участвовать в развитии проектно-аналитической и экспертно-консультационной деятельности в молодёжной среде
Автор: к.и.н., доц. Куренышева Е.П.