Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Аннотация рабочей программы дисциплины «История повседневности»

Кафедра истории Института социально-гуманитарного образования МПГУ (Код кафедры – 50)

предлагает 

Аннотация дисциплины

«История повседневности»

Цель курса – на основе уяснения предмета и специфики истории повседневности как научного подхода, а также овладения комплексом методов анализа выработать у студентов способность исследования повседневной жизни российского населения в XIX/ХХ -нач. XXI вв.

Задачи курса

  1. Определить предмет и специфику курса «история повседневности», опираясь на традиции современных научных исследовательских школ Германии, Франции, США, Англии, России
  2. Выявить структуру повседневной жизни, её элементы ( жилище, питание, гигиена, одежда, труд и др.) на каждом этапе исторического развития
  3. Раскрыть жизненный мир представителей различных социальных групп ( дворянства, купечества, мещанства, духовенства, крестьянства, рабочих, буржуазии и др.) в дореволюционную и послереволюционную эпохи
  4. Исследовать советскую повседневность как явление, проследить её эволюцию, выявить символы и знаки советской эпохи
  5. Выявить социально значимые проявления повседневности XIX/ХХ вв., отраженные в практиках деятельности таких институтов как здравоохранение, образование, жилищно-коммунальная сфера, торговля и потребление, средства массовой информации, транспорт и др.
  6. Выявить исторические корни современных явлений российской повседневной жизни 

Требования к результатам освоения дисциплины:

Знать:

  • Предмет и специфику курса «история повседневности» в отличие от этнографии, истории быта и др.
  • Основные подходы к определению понятия «повседневность» в работах философов, культурологов, историков искусства, экономистов, социологов и т.д.
  • Работы наиболее видных исследователей истории повседневности в английской, американской, германской, французской, российской историографии
  • Элементы повседневной жизни, составляющие жизненный мир российских сословий дореволюционной эпохи
  • Символы и знаки эпохи советской повседневности
  • Содержание, основные проблемы городской и сельской повседневности советской эпохи 

Уметь:

  • Работать с различными типами источников (включая изобразительные, археологические и др.)
  • Получать, обрабатывать и сохранять источники информации по истории повседневности
  • Использовать категориальный аппарат (терминологию) культурологии, социологии повседневности, экономики, психологии и истории искусств к анализу истории повседневной жизни
  • Осуществлять эффективный поиск исторической информации и критики источников по истории повседневности;
  • Ориентироваться в современной историографии, оценивать новейшие исследования по истории повседневности

Владеть

  • Способностью применять категориальный аппарат (терминологию) культурологии, социологии повседневности, психологии, экономики повседневной жизни, истории искусств к анализу истории повседневности
  • Первоначальными навыками работы с различными типами источников и систематизации информации по истории повседневности;
  • Начальной способностью критического оценивания научной литературы через рецензирование работ по истории повседневности;
  • Способностью к начальной исследовательской деятельности, включая постановку целей и задач исследования, выработку логически связанного плана, отбор материала, формулирование выводов по проблемам, связанным с историей повседневности.
  • Способами использования информации по истории повседневности в целях обучения и воспитания.
  • Методологией и методикой анализа исторически сменяющих друг друга структур и элементов повседневности, а также выявления исторических корней современных явлений повседневной жизни

Разделы курса

  1. История повседневности: предмет, специфика, современные научные школы.
  2. Структура повседневной жизни и её содержание в истории имперской России XVIII- начала ХХ вв.
  3. Повседневная жизнь российских сословий: дворянство, купечество, мещанство, духовенство, крестьянство. (XVIII- нач. ХХ в.)
  4. Городская и сельская повседневность (рубеж XIX/ХХ веков)
  5. Повседневная жизнь в эпоху революций и войн (1914-1922)
  6. Городская и сельская повседневность в условиях советской цивилизации
  7. Иерархия советского общества. Картина мира и повседневная жизнь социальных групп
  8. Знаки и символы советской эпохи
  9. Исторические корни современных явлений повседневной жизни. 

Курс «История повседневности» предназначается для студентов следующих направлений подготовки:

37.03.01 Психология,  профиль Социальная психология развития 

Цель курса – внесение вклада в выработку следующих компетенций

ПК -4- Способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;

ПК-12 Способность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психической культуры общества

44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профили Психология и социальная педагогика, практическая возрастная психология, психология детско-родительских отношений, педагогика и психология семейного образования

Цель курса – внесение вклада в выработку следующих компетенций

ОПК-1 – Способность учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях

ОПК-9 -Способность вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурного развития ситуации

39.03.02 Социальная работа, профиль Социальная работа с молодёжью

Цель курса – внесение вклада в выработку следующих компетенций

ОПК-5 Способность учитывать в профессиональной  деятельности специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального, особенности этнокультурного развития своей страны и  социокультурного пространства, поведения различных национально-этнических, половозрастных и социально-классовых групп, а также инфраструктуру обеспечения социального благополучия граждан

ПК-14 Способность к осуществлению прогнозирования, проектирования и моделирования социальных процессов и явлений в области социальной работы, экспертной оценки социальных проектов 

39.03.03 Организация работы с молодёжью, профиль Социальное проектирование

Цель курса – внесение вклада в выработку следующих компетенций

ПК-15 Способность участвовать в разработке и внедрении проектов и программ по проблемам детей, подростков и молодежи

ПК-21 Способность участвовать в развитии проектно-аналитической и экспертно-консультационной деятельности в молодёжной среде

Автор: к.и.н., доц. Куренышева Е.П.