1.Цель дисциплины:формирование у студентов системы знаний о социальном феномене неформальной молодежной субкультуры; стремление максимально адекватно приблизиться к пониманию современных социальных систем и их молодежных поколений.
2.Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Неформальная молодежная субкультура» является дисциплиной по выбору вариативной части образовательных программ.
3.Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины «Неформальная молодежная субкультура» направлен на формирование и развитие общекультурных и профессиональных компетенций:
– толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия
– способность решать задачи воспитания обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
– готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса
– способность выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп
В результате освоения дисциплины студент должен
знать:
- что такое социальная общность и какова структура общества;
- что такое субкультура и неформальная молодежная субкультура;
- причины обращения молодых людей к неформальным молодежным субкультурам;
- что такое социализация и ее особенности в современных индустриально развитых социальных системах;
- что такое «конфликт поколений», контркультура, молодежная религиозная секта.
уметь:
- распознавать в школьном коллективе тех ребят, которые в дальнейшем могут прибегнуть к социализации в неформальной молодежной субкультуре,
- распознавать в школьном коллективе тех ребят, которые в дальнейшем могут оказаться в молодежных религиозных сектах,
- в случае необходимости помогать школьникам адекватно оценивать ситуации, в которых они оказались и видеть причины возникновения подобных ситуаций,
- разъяснять школьникам опасность молодежных религиозных сект (культов),
- разъяснять школьникам опасность и механизм перерождения неформальной молодежной субкультуры в религиозную секту или организованную преступную группировку (банду).
владеть:
- навыками более глубокого понимания современных социальных индустриально развитых систем,
- навыками более глубокого понимания особенностей социализации молодых людей в современных обществах,
- навыками распознавания ситуаций, приводящих молодых людей в неформальные молодежные субкультуры,
- навыками распознавания ситуаций, приводящих молодых людей в молодежные религиозные секты,
- знаниями о положительных и отрицательных сторонах пребывания молодого человека в неформальной молодежной субкультуре.
4.Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 академических часа).
5.Семестры:на усмотрение составителей учебного плана, но желательно не ранее 5 семестра.
6.Основные разделы дисциплины:
- Неформальная молодежная субкультура как понятие и социальный феномен индустриально развитых общественных систем; социокультурные смыслы и содержание феномена неформальной молодежной субкультуры.
- Генезис неформальной молодежной субкультуры как социального феномена.
- Молодежная контркультура и неформальная молодежная субкультура.
- Неформальные молодежные субкультуры СССР и России.
- Типология неформальной молодежной субкультуры.
- Динамика неформальной молодежной субкультуры
- Символика, стилистика и атрибутика неформальной молодежной субкультуры. Молодежный сленг.
- Молодежные религиозные культы (секты).
- Современное состояние феномена неформальной молодежной субкультуры.
7.Автор: Левикова Светлана Игоревна, доктор философских наук, профессор,
профессор кафедры философии института социально-гуманитарного образования
Контакты: si.levikova@mpgu.edu, filos@mpgu.edu
Тел.: 8-495-438-17-26