- Цель освоения дисциплины
Формирование у студента самостоятельного, гуманитарно-ориентированного мировоззрения, предполагающего ориентацию в социокультурной ситуации современного мира и понимание специфики человеческого бытия, а также знакомство с основными подходами и идеями современной философской антропологии.
- Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Проблема человека в современной философии» является дисциплиной по выбору вариативной части образовательной программы.
- Требования к результатам освоения дисциплины
Изучение дисциплины «Проблема человека в современной философии» направлено на формирование и развитие общекультурных и профессиональных компетенций:
- способности использовать основы философских и социокультурных знаний для формирования научного мировоззрения;
- способности анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции;
- способности работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия;
- способности к самоорганизации и самообразованию;
- способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать
основные вопросы и проблемы человеческого бытия;
- специфику и уникальность человеческого положения в мире;
- главные этапы и направления современной антропологической философии.
уметь
- анализировать философские, научные и художественные тексты, содержащие мировоззренчески значимые идеи о человеке;
- определять собственную мировоззренческую позицию;
- последовательно и аргументированно отстаивать свои взгляды по значимым вопросам.
владеть
- навыками самообразования и ориентации в современной культурной ситуации;
- навыками чтения и осмысления современных философских текстов;
- навыками использования философских, исторических и культурных знаний для формирования собственной мировоззренческой позиции.
- Общая трудоёмкость дисциплины:
В зависимости от учебного плана дисциплина может быть представлена в трёх вариантах:
- 2 зачётные единицы (72 часа)
- 3 зачётные единицы (108 часов)
- 4 зачётные единицы (144 часа)
- Семестр: определяется учебным планом
- Основные разделы дисциплины:
- Философия М. Монтеня и Б. Паскаля о человеке;
- Философские идеи романтизма о проблеме человека;
- Философия жизни о человеке (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, О. Шпенглер);
- Экзистенциальная философия о проблемах человеческого существования;
- Философская герменевтика, философия космизма, философская антропология (Макс Шелер и его последователи) и психоаналитическая философия о человеке;
- Философия Франкфуртской школы о человеке.
- Автор Рябов П.В., к.филос.н., доцент кафедры философии Института социально-гуманитарного образования МПГУ.
Контакты: filos@mpgu.edu
тел.: 8-495-438-17-26