1.Цель дисциплины:выработка у студентов системы знаний и четкого представления о профессиональной этике педагога; о началах этики и этических критериях, в соответствии с которыми оценивается профессиональная деятельность преподавателя; о нравственной специфике работников учебных заведений, проблемах этики педагога, этике педагогической деятельности; развитие и формирование этического потенциала будущего педагога.
2.Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Профессиональная этика» является дисциплиной по выбору вариативной части образовательных программ.
3.Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины «Профессиональная этика» направлен на формирование и развитие общекультурных и профессиональных компетенций:
– владение основами профессиональной этики
– способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
В результате освоения дисциплины студент должен
Знать:
- понятийно-категориальный аппарат профессиональной этики;
- нравственное содержание деятельности педагога;
- систему нравственного воспитания в педагогической деятельности;
- ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования;
- роль и место профессиональной этики в системе наук, общее и специфику различных видов профессиональной этики;
- систему необходимых личностно-профессиональных качеств педагога;
- основные этические правила, нормы и требования делового и межличностного этикета, в соответствии с которыми строить свое поведение и взаимоотношения в профессиональной деятельности;
- этические принципы, функции, стили, способы педагогического общения и взаимодействия с различными возрастными и социальными категориями субъектов коммуникации: учащимися, родителями, коллегами и социальными партнерами.
Уметь:
- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, на основе этических требований определять стратегию поведения по отношению к своему профессиональному долгу и субъектам общения;
- разбираться в современных проблемах профессиональной и педагогической этики;
- применять на практике теоретические и прикладные знания в области профессиональной этики;
- использовать основные положения профессиональной этики в процессе общения; быть готовыми к толерантному восприятию социальных и культурных различий;
- опираясь на моральные профессиональные принципы, работать в коллективе, конструктивно строить отношения с учащимися, коллегами, социальными партнерами;
- анализировать специфику, сходство и необходимость сочетания в практике работы этических и административно-правовых норм;
- нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;
- регулировать своё поведение, взаимоотношения с учащимися, родителями, коллегами в соответствии с требованиями морали, понятием о долге и профессиональной этике педагога;
- выявлять зоны ценностно-этических противоречий и конфликтов в профессиональной педагогической деятельности, владеть навыками их разрешения;
- создавать должную моральную обстановку в служебном коллективе;
- решать практические задачи и нейтрализовать проявления профессионально-нравственной деформации.
Владеть:
- навыкамиэтико-аксиологического анализа процессов, ситуаций, отношений, поступков и т.п.;
- техникой общения и взаимодействия, различными способами организации коммуникативной деятельности в профессиональной сфере;
- способами проектирования и построения позитивного профессионального имиджа;
- технологиями предотвращения и прекращения моральных конфликтов;
- навыками ценностно-этической самооценки, самоконтроля, самосовершенствования, способностью вырабатывать систему личностных норм-ориентиров собственной профессиональной деятельности и следовать ей;
- навыками делового общения учителя с учениками, межличностных отношений с коллегами.
4.Общая трудоемкость дисциплины 2 или 3 зачетные единицы (72 или 108 часа) (масштабируемый курс)
В случае, если выбирается курс в 2 зачетные единицы, ряд тем проходятся в сокращенном виде.
5.Семестры:на усмотрение составителей учебного плана.
6.Основные разделы дисциплины:
1.Предмет этики. Корпоративная и профессиональная как прикладные составляющие этики
2.Предыстория нравственности: архаическая нравственность как основа современной морали и профессиональной этики.
3.Понятие профессиональной морали
4.Моральная мотивация и моральная оценка в свете профессиональной деятельности учителя
5.Проблема морального выбора: теория и педагогическая практика
6.Долг и совесть как основополагающие регулятивы поведения людей в обществе
7.Профессиональная этика в системе прикладного этического знания
8.Специфика деятельности педагога и нравственные основы его отношения к своему труду
9.Этика отношений в системе “педагог – учащийся”
10.Этика отношений в системе “педагог – педагог”
11.Этика педагога и ученого в системе высшего образования
12.Этика и культура межличностного общения педагога
13.Этикет в профессиональной культуре педагога как элемент нормативной регуляции
Контакты: si.levikova@mpgu.edu, filos@mpgu.edu
Тел.: 8-495-438-17-26