Кафедра истории Института социально-гуманитарного образования МПГУ
(Код кафедры – 50)
предлагает
Аннотация дисциплины
«Становление и развитие европейской цивилизации»
О чем этот курс?
- Об истории и этапах развития народов и стран Европы;
- о том, что такое европейская цивилизация и чем она отличается от других;
- о том, что лежит в основе европейской социокультурной идентичности;
- о том, что такое европейская культура;
- о том, как и почему западная цивилизация занимает доминирующую позицию в современном мире;
- о том, как возникли и развиваются процессы европейской интеграции;
- о том, как развивались и развиваются отношения Европы с остальным миром.
Цели и задачи курса
Цель: сформировать целостное представление об основных этапах развития Европы как социокультурной целостности, понимать место, роль и значение Европы и европейской культуры в прошлом и настоящем, выработать практические умения и навыки работы с исторической и политической информацией, касающейся Европы.
Задачи:
- понять особенности историко-культурного развития Европы;
- охарактеризовать основные этапы и тенденции политического, экономического и культурного развития Европы;
- изучить сложные, переломные страницы европейской истории, а также исторические события и достижения Европы, процессы европейской интеграции;
- раскрыть аспекты развития историко-культурных, политико-экономических, национальных, религиозных процессов в Европе, общие культурно-ценностные ориентиры России, Европы, Азии и Америки, характерные для исторического развития в ХХ веке;
- извлечь уроки европейской истории для развития мира и России;
- воспитание уважения к традициям разных стран и народов в контексте современного мировоззрения.
Взаимосвязь с другими дисциплинами (курсами): История, Философия, Социология, Политология, Экономика.
Групповая принадлежность курса общекультурный
Кластерная принадлежность: мировоззренческий
Предлагается для студентов, обучающихся по направлениям подготовки:
44.03.01, 44.03.05 – Педагогическое образование и формирует следующие компетенции:
- Способность использования философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);
- способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
- способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);
- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6).
Курс может быть интересен и студентам таких направлений подготовки, как:
42.03.02 – Журналистика
42.03.01 – Реклама и связи с общественностью
05.03.02 – Туризм
38.03.02 – Менеджмент
38.03.04 – Государственное и муниципальное управление
39.03.01 – Социология
Курс направлен на решение следующих профессиональных задач:
- Дать студентам опыт специфической деятельности по получению нового знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук, его преобразования и применения;
- Способствовать овладению студентами комплексом знаний, лежащих в основе современной историко-гуманитарной картины мира, отражающих сущность и особенности объектов и явлений социальной действительности;
- Способствовать пониманию причинно-следственных, структурных, функциональных, временных и иных связей и взаимозависимостей исторических, социальных, экономических событий, явлений, процессов, их объективной значимости.
Примерная тематика (разделы) спецкурса:
1.Античность – колыбель европейской цивилизации. Христианство.
2.Падение Западной Римская империи. Византийская империя.
3.Ранее Средневековье. Рождение европейских государств.
4.Зрелое Средневековье. Великие географические открытия. Эпоха Возрождения.
5.Реформация и Контрреформация.
6.Европа Нового времени: от традиционного общества к индустриальному. Новые международные отношения.
7.Эпоха Просвещения и промышленный переворот. Великая Французская революция.
8.Европа XIX века: от Наполеоновских войн до объединения Германии. Рождение современных идеологий. Европа на рубеже XIX-XX веков. Первая Мировая война в судьбах европейской цивилизации.
9.Европа между мировыми войнами XX века. Основные тенденции развития европейских государств во второй половине XX веке. Развертывание интеграционного процесса.
Автор программы: к. философ. н., доцент Черныш А.М.