- Цель освоения дисциплины:
Преподавание дисциплины «Теория аргументации» должно удовлетворять следующим основным целям:
- Развивать логическую культуру студентов; способствовать выработке навыка абстрактного категориального мышления; совершенствовать логическую память.
- Знакомить с логическими и методологическими принципами познания и передачи знаний, со способами преодоления трудностей логико-методологического характера.
- Обучать правилам аргументации и полемики, навыкам рационального убеждения в научной дискуссии, споре и при обмене мнениями; совершенствовать способность учащихся к логическому анализу рассуждений и доказательств.
- Место дисциплины в структуре образовательной программы:
Дисциплина «Теория аргументации» принадлежит к выборной части образовательной программы высшего образования. Она содержательно и логически связана с базовой дисциплиной учебного плана «Философия» и дисциплиной по выбору вариативной части «Логика».
- Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины «Теория аргументации» направлен на формирование и развитие общекультурных и профессиональных компетенций:
- способность осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации
- способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия
- способность к самоорганизации и самообразованию
- готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- предмет, метод, основные цели, задачи формальной логики и ее возможности в качестве основы эффективного аргументативного процесса;
- правила построения прямого и косвенного доказательства и опровержения;
- правила корректной и эффективной аргументации; способы и уловки применяемые при осуществлении некорректной аргументации;
уметь:
- проводить логический анализ суждений, умозаключений, доказательств, опровержений и определять их правильность, надежность, достоверность;
- выявлять логическую структуру текста и анализировать тексты на предмет представленной в них аргументации;
- выявлять логические ошибки, софизмы и паралогизмы, допущенные в процессе аргументации;
- логически правильно, корректно осуществлять аргументативный процесс в сфере своей профессиональной деятельности;
владеть:
- навыками логичного рассуждения;
- логическими приемами для обработки информации;
- навыками определения логической структуры текста и эффективного анализа текстов на предмет представленной в них аргументации;
- способностью выявлять логические ошибки,
- логически правильным осуществлением аргументативного процесса в сфере своей профессиональной деятельности.
- Общая трудоемкость дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет 3 ЗЕТ (108 академических часов).
- Семестр: определяется учебным планом
- Основные разделы дисциплины:
- Понятие об аргументации. Демонстрация: логическая форма.
- Виды высказываний. Исчисление истинности высказываний.
- Структура доказательства. Виды доказательств.
- Правила доказательств и опровержений.
- Доказательство и убеждение.
- Спор и его виды.
- Корректные и некорректные приемы в спорах. Аналогия, иллюстрация, пример.
Контакты:vs.florova@mpgu.edu, filos@mpgu.edu
тел.: 8-495-438-17-26