Навигация по сайту

150-ЛЕТИЕ МПГУ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Учебная работа кафедры

На кафедре осуществляется подготовка бакалавров, магистрантов и аспирантов по направлениям:

44.03.05 Педагогическое образование (направленность: «Обществознание и Дополнительное образование (культурно-досуговая деятельность);

44.03.05 Педагогическое образование (направленность: «Обществознание и Основы религиозных культур и светской этики»;

44.03.05 Педагогическое образование (направленность: «Обществознание и Основы мировых религий и светской этики»);

44.04.01 Педагогическое образование (направленность: «Креативная деятельность и социокультурное проектирование в образовании»);

51.06.01 Культурология (направленность: «Теория и история культуры»; с 2022 г. научная специальность 5.10.1 Теория и история культуры, искусства). Ежегодно выпуск бакалавров и магистрантов кафедры составляет более 40 человек.

Оптимизация профессиональной подготовки студентов предусматривает применение прогрессивных методик обучения, внедрение в учебный процесс современных технологий, привлечение специалистов, известных в мировом научном сообществе, повышение профессиональной и научной квалификации профессорско-преподавательского состава, подготовку научных работ и учебных пособий. Обучающиеся на направлениях подготовки студенты получают возможность активно участвовать в научной и общественной жизни кафедры, Института социально-гуманитарного образования и МПГУ. Кафедра предоставляет возможность пройти качественную производственную и педагогическую практику благодаря договорам о взаимном сотрудничестве с организациями культуры и образования г. Москвы. Данные организации являются потенциальными и реальными работодателями. Многие студенты активно участвуют в работе баз практик в качестве волонтеров во внеурочное время, а также работают по договорам исполнителей. Ряд выпускников образовательных программ кафедры получили возможность трудоустройства в рамках сотрудничества кафедры.

На кафедре активно развивается аспирантура по направлению «Культурология» (с 2022 г. научная специальность 5.10.1 Теория и история культуры, искусства). Особенный интерес она вызывает у иностранных обучающихся. Так на данный момент на кафедре обучаются аспиранты из Китая, Молдовы, Вьетнама, Таджикистана. Проблематика диссертаций аспирантов кафедры культурологии обширна и актуальна – «Современный российский мюзикл в контексте культурных потребностей массового зрителя», «Гастрономическая культура Вьетнама: историческая динамика и современные формы репрезентации», «Актуализация культурного наследия средствами художественного образования: опыт России и Китая», «Музыка как средство развития межкультурных коммуникаций в современном мире: на примере России и Китая», «Роль культурных обменов в развитии музыкального образования в Китае», «Экономическая культура в системе современного образования Китая и России» и пр.

 

В целях повышения конкурентоспособности образовательных программ кафедра решает задачи:

– кадровой обеспеченности (распределение учебных поручений исходя из научных интересов преподавателей, их деятельности в смежных областях профессиональной деятельности, привлечение к преподаванию работодателя, привлечение обучающихся к проектной деятельности с на базе предприятий работодателя);

– подготовки научных кадров (продолжение обучения в Аспирантуре по направлению 5.10.1 Теория и история культуры, искусства);

– вовлечение в научно-исследовательскую работу студентов (активное участие обучающихся по программам кафедры в конференциях, круглых столах, семинарах, тренингах; публикация статей и тезисов в сборниках научных работ; участие в российских, городских и университетских конкурсах студенческих работ);

– повышения академической активности студентов и преподавателей (внутренние и зарубежные стажировки);

– усовершенствования образовательной деятельности (увеличение в учебных планах количества дисциплин имеющих практическую направленность; проведение занятий на базе работодателей);

– расширения международной деятельность (привлечение к обучению по программе магистратуры и аспирантуры иностранных граждан);

– закрепление связей с работодателями (встречи с представителями работодателей, отзывы работодателей о ВКР, экспертиза ОП и элементов ОП со стороны работодателей, справки о внедрении результатов исследований в рамках выполнения ВКР).

 

Кафедра обладает высокопрофессиональным кадровым составом

На кафедре работают 19 преподавателей, из них: 6 докторов наук, профессоров (31,58 %); 12 кандидатов наук, доцентов (63,16 %); 1 старший преподаватель без степени (5,26 %); 2 – преподаватели, имеющие ученое звание профессор (10,53 %); 6 – преподаватели, имеющие ученое звание доцент (31,58 %). Остепененность кафедры: 98 %.

 

Участие преподавателей кафедры в независимых внешних оценках качества деятельности преподавателя:

Олесина Е.П. Эксперт общественной экспертизы учебников для их включения в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего (2017-2021), НП «Российский книжный союз».

Омельченко Е.А. Председатель Оргкомитета Московской этнографической олимпиады «Москва – столица многонациональной России». Председатель Оргкомитета Московского международного конкурса «Билингва».

Самойлова Н.Б. Эксперт Всероссийского конкурса социальных изменений «Детский форсайт». Эксперт заочного и финального этапов Всероссийского конкурса образовательных практик по обновлению содержания и технологий дополнительного образования в соответствии с приоритетными направлениями, 2021 г., 2022 г. Эксперт Межрегиональной олимпиады «Педагогическое будущее России» с 2022 г. Член «Общенационального союза индустрии гостеприимства» (ОСИГ), с 2020 г.

Теплова Е.Ф. Член Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ и ОДНКНР. Член экспертной комиссии Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».

Шевцова А.А. Председатель предметно-методической комиссии Московской этнографической олимпиады «Москва – столица многонациональной России». Председатель жюри международного творческого конкурса «Моя книга мира».   Член жюри Всероссийского конкурса в области педагогики, работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя». Член жюри Ежегодного международного фестиваля русского языка в номинации «Современное декоративно-прикладное творчество и изобразительное искусство».

 

НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ КАФЕДРЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ 2023 ГОДА НАБОРА

 

Направление подготовки 44.03.05 – Педагогическое образование (с двумя профилями)

Профили подготовки «Обществознание и Дополнительное образование (культурно-досуговая деятельность)»

Форма обучения – очная

Срок обучения – 5 лет

Вступительные испытания: Междисциплинарный экзамен (письменно)

Количество бюджетных мест в 2023 году набора – 20

 

Информация о направлении подготовки

Обществознание – это дисциплина, включенная в ЕГЭ.

Специальность педагог дополнительного образования детей и взрослых, относится к перечню «Перспективные профессии, востребованные на рынке труда», а специалисты по организации культурно-досуговой деятельности востребованы во всех образовательных организациях; учреждениях культуры (библиотеки, Дворцы и Дома культуры, музеи, культурные центры и комплексы и т.п.); в государственных и общественных организациях.

Программа позволит выпускникам реализовываться как учитель предметник, как педагог-организатор, как специалист в области проведения мероприятий культурной, просветительской и искусствоведческой направленности.

 

Выпускники программы смогут работать в качестве

  • заместителей директоров, завучей и педагогов-организаторов по дополнительному образованию, внеучебной работе школ, колледжей и ССУзов;
  • руководителей образовательных и культурно-просветительских структурных подразделений учреждений культуры;
  • педагогов-организаторов
  • учителей Обществознания, МХК, ОДНК.

 

Дисциплины учебного плана по профилю Дополнительное образование (культурно-досуговая деятельность):

Теория и практика дополнительного образования в России

Управление системой дополнительного образования

Основы культурно-досуговой деятельности в дополнительном образовании

Экскурсионная и музейная деятельность в образовании

Технологии культурно-досуговой деятельности (театральная педагогика, кинопедагогика, арт-педагогика, музейная педагогика, библиотечная педагогика) 3

Практикум по подготовке и проведению культурно-досуговых мероприятий

Практикум по развитию родительской компетентности при организации досуга детей Медиакультура

Современные концепции художественного воспитания

Зрелищные искусства и массовые мероприятия

Социальные коммуникации в сфере дополнительного образования детей и взрослых

Копирайтинг в сфере педагогической деятельности

Теория и практика межкультурных коммуникаций

Культурно-досуговая инфраструктура мегаполиса

Научно-исследовательская деятельность педагога дополнительного образования

Мировая художественная культура

Методика преподавания Мировой художественной культуры (МХК)

 

Итогом обучения являются: Государственный экзамен по направлению подготовки и выпускная квалификационной работы (ВКР) бакалавра.

 

Направление подготовки 44.04.01 – Педагогическое образование

Магистерская программа «Креативная деятельность и социокультурное-проектирование в образовании»

Форма обучения – очная

Срок обучения – 2 года

Вступительные испытания: Междисциплинарный экзамен (письменно)

Количество бюджетных мест в 2023 году набора – 25

 

Программа реализуется более 5 лет. Обучающиеся получают возможность освоить навыки работы в качестве специалистов, создающих креативные образовательные продукты, умеющих разрабатывать и реализовать на практике социокультурные проекты на основе использования образовательных технологий.

 

Преподаватели-профессионалы и эксперты в образовании и социальной сфере поделятся с знаниями, опытом, инновационными идеями; принципами организации внеаудиторной работы, в частности практики дополнительного образования; познакомят с проектной деятельностью и помогут создать свой собственный проект, который можно реализовать в реальном формате.

 

Дисциплины учебного плана:

Теория и практика креативной деятельности в образовании

История и практика дополнительного образования в России

Организация досуговой деятельности в образовании

Методика и практика подготовки экскурсий, выставок, конференций

Управление в сфере культуры и образования

Культурная политика

 

В ходе обучения предполагается проведение научных, производственных и культурно-просветительских практик на базе различных образовательных организаций и учреждений культуры.

 

Предусмотрены встречи с представителями работодателя и партнерами кафедры культурологии – Музей Царицыно, Еврейский музей и центр толерантности, Благотворительный фонд «Образ жизни», Музей современного русского импрессионизма, Библиотека им. Достоевского, Библиотека иностранной литературы, Российская государственная библиотека для молодёжи, Музей Москвы и пр.

 

Каждый из обучающихся может выбрать тему исследования, которая наиболее близко отвечает его профессиональным и научным интересам. Есть возможность публиковать результаты своих исследований как в сборниках работ молодых учёных, так и в журналов высокого научного уровня.

 

Итогом обучения является: защита выпускной квалификационной работы (ВКР) магистра.

 

Подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре:

Направление: 5.10.1 Теория и история культуры, искусства (культурология)

Форма обучения: очная, заочная

Количество бюджетных мест в 2023 году набора – 1

Количество внебюджетных мест в 2023 году набора – 3