Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Научная работа

Направления научно-исследовательской работы кафедры культурологии до 2022 года включительно:
  • Формирование мировоззрения и нравственности молодого поколения: культурные практики и педагогические технологии (фундаментальное исследование), руководитель д.социол.н., доцент И.Б. Пржиленская;
  • Социокультурная трансформация российского общества в условиях цифровизации: традиции и инновации в культурно-образовательном пространстве, руководитель доктор культурологии, доцент И.А. Купцова;
  • Воспитание в культурологическом ракурсе как ценностная составляющая духовно-нравственной культуры: история и современность религиозной культуры и светской этики в России, руководитель к.ф.н., доцент А.В. Гвоздев.
С 2023 г. в связи с научно-практическими потребностями подготовки выпускников и в соответствии с Программой фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021 – 2030 годы) (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 3684-р); тематика исследований: 5.7.2.4. Формирование научных представлений о воспитании в культурологическом и аксиологическом ракурсе как ценностной составляющей духовно-нравственной культуры России), была актуализирована тематика научных исследований, и научные направления кафедры были обобщены в новую тему:
  • Культура современного российского общества: теоретические подходы, социокультурные практики и педагогические технологии (фундаментальное исследование), руководитель д.социол.н., доцент И.Б. Пржиленская.
За 2020-2022 гг. преподавателями кафедры опубликовано 176 работ, из них 5 учебных пособий, 16 монографий, 26 статей в журналах, входящих в перечень ВАК, индексируемых в РИНЦ, Scopus, Web of Science.
 
Регулярное научное мероприятие кафедры культурологии: Международная научно-практическая конференция «Культурология в теориях и практиках».
Научно-исследовательские проекты и гранты
Преподаватели кафедры принимают участие в работе над исследовательскими проектами по грантам как в МПГУ, так и в сторонних организациях.
  • Грант РФФИ на Международный научный проект «Культурно-философские основания китайско-российского сотрудничества». Проект № 19-511-93-002 (2019 г. – 2021 г.). Кузнецова Т.Ф. – участник проекта от ФГБОУ ВО «МПГУ».
  • Грант РФФИ на научный проект «Вперед к прошлому: архаика и архаизационные тенденции в современном российском обществе (междисциплинарный анализ». Проект № 19-011-00943 А (2019 г. – 2021 г.). Шемякина Е.М. – участник проекта от ФГБОУ ВО «МПГУ2.
  • Грант Русского географического общества, 2021-2022 гг. «Всероссийский молодежный слет для активистов Молодежных клубов Русского географического общества «Россия – единство в многообразии» в Республике Башкортостан».  Самойлова Н.Б. – научный руководитель, методист.
  • Грант Департамента образования города Москвы «Университетские субботы», 2021 год, ФГБОУ ВО МПГУ. Самойлова Н.Б.  – проведение мастер-классов в рамках проекта.
  • Историко-просветительский проект «Национальные символы чести и славы», 2021 г. Самойлова Н.Б.  – методист.
  • Грант Департамента образования города Москвы в номинации «Воспитательная и социокультурная работа с обучающимися, развитие органов ученического и студенческого самоуправления». «Школа культуры, ремесла и науки МПГУ (ШКРИН МПГУ)». ФГБОУ ВО «МПГУ», 2020 г. Самойлова Н.Б. – руководитель.
  • Грант Правительства Москвы из бюджета г. Москвы по проекту «Программа «Технологии формирования лидерства» для членов управленческой команды (команда менеджмента) образовательных организаций города Москвы», 2022-2023 г. Пржиленская  И.Б., Шевцова А.А. – исполнители.
 
Участие преподавателей кафедры в работе диссертационных советов:
  • Пржиленская И.Б.
      • Диссертационный совет Д 24.1.244.02 (ФНИСЦ  РАН) по направлениям:
      • 5.4.6. – Социология культуры (социологические науки)
      • 5.5.2. – Политические институты, процессы и технологии (политические науки)
      • Диссертационный совет Д 212.154.19 (МПГУ) по специальностям:
      • 22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессы (социологические науки);
      • 22.00.08 – социология управления (социологические науки).
  • Купцова И.А.
      • Диссертационный совет Д. 212.154.15 (МПГУ) по направлениям:
      • 10.01.01 – русская литература (филологические науки);
      • 10.01.02 – литература народов Российской Федерации (литература народов Поволжья) (филологические науки);
      • 10.01.10 – журналистика
      • Член Диссертационного Совета МГУ имени М.В. Ломоносова, Факультет иностранных языков и регионоведения 24.00.01 – Теория и история культуры (культурология)
Подготовка кадров высшей квалификации: Научная специальность в аспирантуре 5.10.1 Теория и история культуры, искусства.

Настоящее и будущее российской семьи – мнения студентов-культурологов

 

5 марта 2024 г. состоялось секционное заседание кафедры культурологии «Семья в контексте российской культуры: теории и практики» в рамках проведения VIII Межвузовской студенческой научно-практической конференции «Семья в фокусе социально-гуманитарных исследований: взгляд молодых ученых».
Проблемы, обсуждаемые студентами и преподавателями, вызвали неподдельный как научный, так и практический интерес. Дискуссии по поднимаемым вопросам позволили определить актуальные направления будущих исследований в области анализа семьи как социокультурного феномена.
В оффлайн и онлайн форматах заседания секции приняло участие более 30 студентов бакалавриата и магистратуры. В активном обсуждении выступлений участвовали заведующая кафедрой культурологии И.Б. Пржиленская, доценты кафедры Ж.В. Васильева, Е.М. Шемякина, Е.Ф. Теплова.
Начало обсуждению положило выступление доцента Ж.В. Васильевой, посвященное экскурсу в историю семьи, начиная с неолитической революции эпохи первобытности и вплоть до наших дней. В процессе беседы со студентами были поставлены животрепещущие вопросы, связанные с развитием семейно-брачных отношений от традиционной формы к эгалитарной, с трансформацией традиционного взгляда на роль мужчины и женщины в современной российской семье.
Более углубленно этот аспект функционирования семьи был проанализирован в докладе магистрантки 1 курса кафедры Оробинской А., посвященном трансформации гендерных ролей в современной российской семье. Автор подчеркнула, что современная семья представляет собой сочетание различных гендерных ролей, выполняемых супругами, исповедующих эгалитарные ценности в сочетании с традиционными представлениями о патриархальном разделении ролей. Докладчик пришла к выводу, что пока в российской семье нет гендерного равенства, так как женщины ответственны за два вида деятельности – работу и дом.
Большой интерес вызвали доклады студенток магистратуры (44.03.05 Педагогическое образование, Креативная деятельность и социокультурное проектирование в образовании) Зиновьевой П., посвященный анализу преимуществ и недостатков династического профессионального становления и Басихиной Д., обратившейся к теме тесного взаимодействия школы и семьи в сфере образования детей. Был поднят актуальный вопрос – как привлечь отцов семейств к большей вовлеченности в процесс воспитания и образования детей.
С особой теплотой было встречено выступление студентки бакалавриата 1 курса Корпусовой А. (44.03.05 Педагогическое образование, Обществознание и Дополнительное образование (культурно-досуговая деятельность)), затронувшей тему взаимодействия семейных традиций и фэшн-индустрии. Она рассказала о свадебном платье своей бабушки, передающемся в семье от невесты к невесте, которое было сшито по моде 1976 г. Из модного предмета, по прошествии времени, платье превратилось в символ любви и верности.
В ходе дискуссии стало очевидным, что тема семьи, семейных ценностей и будущего этого социокультурного феномена более чем актуальна, и живое обсуждение этой проблематики показало важность обращения к ней. Результатом заседания секции «Семья в контексте российской культуры: теории и практики» стало лучшее понимание непреходящей ценности семьи, которое нашло отражение в желании слушателей иметь и сохранять семью, путем признания важной роли как женщины, так и мужчины в ее становлении, существовании и функционировании.

Текст подготовлен доцентом кафедры культурологии
Ж.В. Васильевой


 

Круглый стол по модулю «Основы российской государственности»: обмен опытом и лучшие практики

14 декабря 2023 года состоялся очередной круглый стол, организованный Опорно-методическим и информационным центром модуля «Основы российской государственности» при ГАУГН. Мероприятие было посвящено практике реализации данного модуля в образовательных организациях.

В круглом столе приняли участие Вера Ивановна Баранова – первый заместитель директора Института социально-гуманитарного образования, доктор исторических наук, профессор кафедры культурологии, и Екатерина Васильевна Митницкая – доцент кафедры культурологии. Они обсудили вопросы проведения промежуточной и итоговой аттестации по курсу «Основы российской государственности».

Митницкая Екатерина Васильевна выступила с докладом «Итоговая и промежуточная аттестация к курсу ОРГ в Московском Педагогическом Государственном Университете».

Помимо представителей ГАУГН, в мероприятии приняли участие преподаватели из других вузов, таких как РЭУ имени Г.В. Плеханова, МГПУ и МГЮА им О.Е. КУТАФИНА. Они поделились своим опытом и рассказали о применении различных форм аттестации в ходе реализации модуля «Основы российской государственности».

Мероприятие позволило участникам познакомиться с лучшими практиками образования и обменяться опытом преподавания данного курса. Такие встречи способствуют совершенствованию методик обучения и повышению качества образования в целом.

 


В поисках лучших практик: конференция по модулю “Основы российской государственности” и его влияние на социогуманитарное образование

В начале ноября (15 ноября 2023 г.) состоялась научно-практическая конференция, посвященная реализации модуля “Основы российской государственности” актуальные практик в контексте развития социогуманитарного образования в ГАУГН. Преподаватели кафедры культурологии Баранова Вера Ивановна и Митницкая Екатерина Васильевна посетили данную конференцию.

Мероприятие собрало ведущих специалистов и практиков из различных областей, интересующихся проблемами формирования гражданственности и социальной ответственности в рамках образовательной системы.

В мероприятии приняли участие Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова, научный руководитель проекта «ДНК России», проректор РАНХиГС Андрей Полосин, а также сотрудники опорно-методических центров по внедрению модуля ОРГ и преподаватели ОРГ из различных вузов.

На пленарном заседании участники конференции обсудили интерактивные методы преподавания, практики использования видеороликов Российского общества «Знание», а также вопросы актуализации программ социогуманитарных дисциплин на основе опыта реализации курса «Основы российской государственности».

Секционные заседания прошли в формате круглых столов и были посвящены таким темам как:

  • Аудиовизуальный контент и его использование в преподавании ОРГ;
  • Подходы к формированию перечня ключевых текстов по курсу ОРГ;
  • Музеи в преподавании ОРГ: ограничения и возможности;
  • Методы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по ОРГ;
  • Пути модернизации преподавания менеджмента как дисциплины в связи с введением ценностного вектора в преподавании социогуманитарных дисциплин

Одной из основных целей конференции была оценка актуальности и эффективности внедрения модуля “Основы российской государственности” в структуру социогуманитарного образования. Участники мероприятия обменялись опытом и представили свои наработки в области проведения семинаров, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

Одной из ключевых тем дискуссий на конференции стала необходимость формирования патриотических ценностей среди молодежи и как модуль “Основы российской государственности” способствует этому процессу. Многие участники выразили убеждение, что представление о роли и значимости государства в жизни граждан должно стать основой воспитания ответственных и активных граждан России.

Другим важным аспектом, обсуждаемым на конференции, стала актуальность включения в модуль “Основы российской государственности” современных проблем и вызовов, с которыми сталкивается российское общество. Это позволит студентам осознать неразрывную связь между историческими и современными процессами, а также подготовить их к активному участию в развитии страны.

Одной из наиболее интересных практик, представленных на конференции, стало использование интерактивных методик в обучении, направленных на развитие критического мышления и аналитических навыков у студентов. Участники делились опытом применения таких методов, как дебаты, ролевые игры, проектные работы и др., которые способствуют глубокому пониманию материала и активному взаимодействию участников образовательного процесса.

 


Представляем электронный сборник научных статей студентов МПГУ «Социально-гуманитарное знание – школа и общество»

В сборник вошли доклады, сделанные на пленарных и секционных заседаниях, круглых столах VII межвузовской студенческой научно-практической конференции «Социально-гуманитарное знание – школа и общество», проведенной в Институте социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета 20 марта 2023 года. Издание адресовано специалистам-исследователям, студентам и аспирантам.

Материалы сборника отражают представленные для научного обсуждения результаты авторских исследований студентов: много статей посвящено разным областям социогуманитарного знания как средства подготовки педагога к профессиональной деятельности, как фактора развития предпринимательства в молодежной среде, правовому образованию в современной школе, а также общим трендам и вызовам общества знаний. Отрадно, что авторами публикаций, прошедших отбор и рецензирование, стали не только уже опытные студенты – исследователи, но и первокурсники, делающие свои первые шаги в науке.

В сборник вошло более 50 докладов участников конференции, общая редакция осуществлялась Д.А. Ростиславлевым, М.М. Мусарским, Е.А. Омельченко, А.А. Шевцовой, С. А. Гороховым. Материалы сборника адресованы специалистам-исследователям, студентам и аспирантам, ISBN 978-5-4263-1270-8.

Ссылка на текст сборника: https://mpgu.su/wp-content/uploads/2023/08/Научный-сборник-Студенческая-конференция_ИСГО-2023.pdf