Кафедра истории Института социально-гуманитарного образования МПГУ (Код кафедры – 50)
предлагает
Аннотация дисциплины
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ»
Цель освоения дисциплины (модуля): Формирование бакалавра, способного совмещать теоретические историко-культурные знания с их практической реализацией в творческой сфере.
Задачи дисциплины
Знать:
– Историю становления различных видов и форм проектной деятельности.
– Атрибуты проектной деятельности: проблема проекта, дорожная карта проекта, проектный продукт (от обобщения знания предшественников – через опытную работу (полевые исследования) – к формированию собственного решения проблемы), отчет о ходе работы, публичная защита, презентация результаты работы.
– Классификации проектов (проектной деятельности): практико-ориентированный проект, информационный проект, исследовательский проект, ролевой проект, творческий проект и др.
– Фактический историко-культурный материал – предмет исследования конкретного проекта, реализуемого студенческой группой.
Уметь:
– Применять профессиональные навыки, соответствующие профилю подготовки бакалавра, для реализации проекта историко-культурной проблематики.
– Самостоятельно ориентироваться в информационной среде; обладать информационной культурой.
Применять на практике современные технологии, требуемые при реализации историко-культурного проекта.
– Реализовывать системно-деятельностный подход к обучению для развития творческих способностей учащихся.
– Представлять значимые историко-культурные события и объекты с учётом визуализации современной культуры.
Владеть:
– Навыками планирования деятельности, формирования цели и задач и их дальнейшей реализации при выполнении проекта.
– Навыками работы в коллективе (в группе и мини-группе): коллективного планирования, распределения задач и ролей в группе, координации своих действий с действиями других участников проекта.
– Навыками учета интересов и степени подготовленности студентов-партнеров, объединенных для реализации проекта в группу (мини-группу) для обеспечения каждому собственной траектории выполнения задания, дифференциации и индивидуализации обучения.
– Навыками презентации и публичной защиты проекта.
– Навыками продвижения (рекламы) полученного проектного продукта.
Примерные структуры проектов:
Научно-исследовательские блоки:
|
Творческие блоки
|
– реферат | – видео-ролик
|
– статьи самостоятельно создаваемой энциклопедии | – иллюстрации к энциклопедии, созданные студентами |
– подборка научных материалов для сценария документального фильма | – сценарий документального фильма,
|
– паспорт культурных объектов определенного района Москвы | – разработанная экскурсия по району столицы |
Пример:
Критерии оценивания проекта с продуктом «Видео-ролик»:
РЕФЕРАТИВНАЯ ЧАСТЬ | ВИДЕО-РОЛИК (ТВОРЧЕСКАЯ ЧАСТЬ) |
Актуальность, новизна проблемы | Информативная насыщенность, четкость и лаконичность текста «за кадром». |
Полнота, грамотность, корректность отображения источникового материала и специальной литературы | Грамотность подбора, логика и композиционное единство визуального ряда и звукового сопровождения |
Способность анализировать исторические факты, процессы, роль личности в истории | Соответствие дизайна видеоролика (презентации) целям и проблеме проекта |
Степень раскрытия проблемы | Соразмерность времени, отводимого в ролике (презентации) на аналогичные по значимости структурные части |
Логика структуры НИР | Общее восприятие ролика (презентации), эмоциональность, убедительность |
Четко выраженная научная авторская позиция | Ярко выраженная авторская концепция ролика (презентации). |
Правильное оформление справочно-ссылочного материала | |
Качество презентации НИР (защита проекта) |
Дисциплина рекомендуется для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование».
Дисциплина (модуль) направлена на формирование следующих компетенций выпускника:
Общекультурные компетенции:
– способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
– способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);
– способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6).
Общепрофессиональные компетенции:
– способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учётом социальных, возрастных психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2)
Профессиональные компетенции:
– способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2)
– способность выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп (ПК-13)
– способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (ПК-14)
Опыт реализации:
Тематика проектов 2016/17 уч. г. – Институт детства:
«Москва – город контрастов».
«Топонимика Москвы как окно в историю России».
«Таганка в истории Москвы».
«Русская старина. Архитектурные стили православных храмов Москвы».
«Монастырское строительство в XIX веке: феном русской истории и русского самосознания»
«Отечественная война 1812 года и Москва. Историческая память».
«Историческая память в коллекциях Музея современной истории России: прошлое в источниках и лицах».
«Великие правители как «гении места» в исторической памяти московского населения».
«Памятники истории и культуры российских сословий»
«ВДНХ как высшие достижения советской монументальной архитектуры ».
«Миф и история в искусстве: отражение сказочной и исторической реальности в картинах русских художников»
«Отражение исторической памяти современных россиян в СМИ и опросах общественного мнения».
Авторы курса:
Д.ист. н., профессор Косулина Л.Г.,