2022 год
2021 год
Международная конференция по проблемам пространственной экономики: продолжаем исследовательские традиции
21 октября 2021 года состоялась XIX Международная научная конференция «Пространственная экономика и проблемы региональных экономических объединений», организованная кафедрой экономической теории и менеджмента. Конференция проводится в рамках плана мероприятий, посвящённых 150-летию МПГУ. В работе конференции приняли участие более 80 человек: преподаватели кафедры, студенты МПГУ, а также специалисты-практики, занимающиеся вопросами экономики и интеграции в различных сферах.
Конференцию открыла зав. кафедрой ЭТиМ д.э.н., проф. Платонова Е.Д., представившая научный доклад о результатах научно-исследовательской работы кафедры по проблемам развития теории пространственной экономики. В частности, был подробно рассмотрен вопрос об институтах интеграции, их природе и специфике формирования и функционирования. В докладе представлены и обоснованы этапы формирования существующих региональных интеграционных объединений, их институциональная природа.
Работа конференции организована по 4-м направлениям:
- Функционирование конкурентоспособных институтов в современном образовательном пространстве межрегиональных интеграционных объединений с участием России
- Стратегия развития интеграционных механизмов регионального сотрудничества в экономике знаний
- Особенности взаимодействия экономических и политических процессов в процессе реализации интеграционных проектов на международных рынках
- Стратегия формирования конкурентоспособных экономических структур на международных рынках.
Конференция продолжает исследовательские традиции кафедры ЭТиМ, которая занимается данной научной проблемой уже 19 лет.
Программа Международной конференции «Пространственная экономика: проблемы региональных экономических объединений» (г. Москва, МПГУ, кафедра ЭТИМ, 21–22 октября 2021 г.)
Анонс Международной научно-практической конференции «КУЛЬТУРОЛОГИЯ В ТЕОРИЯХ И ПРАКТИКАХ: К 30-ЛЕТИЮ КАФЕДРЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ МПГУ» (25-26 ноября 2021 г.)
Завершилась работа международной конференции ИСГО «Современное социально-гуманитарное образование: векторы развития в год науки и технологий»
2020 год
Программа научно-экспертной сессии кафедры культурологии. 30 ноября 2020 года
Программа научной конференции в честь юбилея Л.А. Микешиной 18 декабря 2020 года
Программа международного научно-практического семинара “Международное образование и интеграция”
Конференция «Познание и ценности: личностные ориентиры. К 90-летию Л.А. Микешиной»
Кафедра философии Института социально-гуманитарного образования провела научно-практическую конференцию «Познание и ценности: личностные ориентиры. К 90-летию Л.А. Микешиной», посвященную юбилею Людмилы Александровны Микешиной, известного российского философа, Заслуженного деятеля науки РФ, профессора кафедры философии и Почетного профессора Московского педагогического государственного университета.
Тематика конференции охватила практически все основные проблемы, которые Людмила Александровна разрабатывает в течение всей своей жизни, как она сама говорит, жизни в философии. Это философия познания, методология и философия науки, эпистемология гуманитарного знания, эпистемология ценностей, философия образования. Такой широкий спектр, авторитет и известность Л.А Микешиной среди философской общественности, авторитет кафедры философии МПГУ, который складывался и благодаря ее усилиям, в том числе во время 18-летнего периода заведования кафедрой, привели к тому, что в конференции приняли участие самые известные российские специалисты в области философии познания и философии науки.
Конференцию открыла заведующая кафедрой философии МПГУ доктор философских наук, профессор И.Н. Грифцова. С приветственным словом выступила проректор МПГУ, доктор филологических наук Л.А. Трубина. Она передала пожелания успехов конференции от Ректора МПГУ члена-корреспондента РАО А.В. Лубкова и отметила важность проблематики конференции не только для философии, но и для всего гуманитарного знания. Выступающие отмечали вклад Людмилы Александровны Микешиной в развитие отечественной эпистемологии, философии в целом, что, в частности, нашло отражение и в названиях ряда докладов: «О роли Л.А. Микешиной в становлении и развитии отечественной эпистемологии» (В.А. Лекторский, академик РАН, главный научный сотрудник Института философии РАН); «Л.А. Микешина. Философия как образ жизни. Слово любви и признательности» (В.Н. Порус, ординарный профессор НИУ «Высшая школа экономики»); «”Философия науки” Л.А. Микешиной: логико-дидактические характеристики» и «Эпистемология Другого (опыт Л.А. Микешиной)» (Е.Н. Мотовникова, П.А. Ольхов, профессора Белгородского гос. университета); «Экзистенциальные аспекты философии познания в творчестве Л.А. Микешиной» (Н.С. Автономова, главный научный сотрудник Института философии РАН); «Философия как концептуальный дизайн: мастер-классы Л.А. Микешиной» (Е.Г. Драгалина-Черная, ординарный профессор НИУ «Высшая школа экономики»). Многие доклады были посвящены дальнейшей разработке основных идей и категорий, над которыми также работала Л.А. Микешина. Например, преломлению проблематики диалога когнитивных практик в историко-философском исследовании был посвящен доклад профессора кафедры философии МПГУ Т.Г. Щедриной «Диалог когнитивных практик как методологическая стратегия историко-философского исследования»; анализу различных подходов к познающему субъекту, любимой теме Людмилы Александровны, доклады С.В.Ивановой, члена-корреспондента РАО, научного руководителя Института стратегии развития образования РАО «Формирование «человека познающего» как актуальная задача образования»; Н. И. Кузнецовой, профессора РГГУ «Субъект познания: способы представления и описания» и Н.А. Касавиной, ведущего научного сотрудника Института философии РАН «Философия в контексте доверия субъекту познания»; таланту педагога и создателя фундаментальных философских текстов – доклад профессора МГУ им. М.В. Ломоносова Г.В. Сориной «Духовное умение»: условия передачи другому». В конференции приняли участие выпускники аспирантуры и докторантуры кафедры, ныне профессора как кафедры философии МПГУ (И.Н. Грифцова, В.Н. Князев, В.Л. Махлин, Б.Л. Яшин), так и самых разных вузов нашей страны, от Хабаровска до Калининграда. Конференция завершилась заключительным словом Людмилы Александровны Микешиной, в котором она, начав со слов «Размышляя об эпистемологии…», фактически наметила целую программу дальнейшего развития этой области философского знания на многие годы и для многих исследователей (как пошутил сын Людмилы Александровны, тоже философ, Михаил Игоревич Микешин, программа для целого института!). Конференция стала ярким запоминающимся событием уходящего года не только для самой Людмилы Александровны (о лучшем подарке, по ее словам, она и мечтать не могла), но и для кафедры философии МПГУ, для всех более чем двадцати докладчиков и всех тех, кто подключился к конференции в качестве слушателей.
Отчет
о проведении XII Международной научно-практической конференции
«Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами
“Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации”»,
25 января 2020 года,
г. Москва
Программа XII Шамовских педагогических_чтений. 2020 год
Приказ №04 от 09.01.2020 г. по ФГБОУ ВО МПГУ «О проведении XII Международной научно-практической конференции «Шамовские педагогические чтения»»
XII Международная научно-практическая конференция «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами» состоялась 25 января 2020 года.
Традиционно место проведения – одна научно-образовательных площадок научной школы управления образовательными системами. В этом году участников конференции гостеприимно приняла ГБОУ Школа № 2086 г. Москвы, директор – Орлова Елена Владиславовна, к.п.н., ученица Т.И. Шамовой.
Организаторами чтений выступили: Общественный совет научной школы Управления образовательными системами, НП «Международная академия наук педагогического образования» (МАНПО), НО «Фонд поддержки и развития образования, творчества, культуры», ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ), ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (МГПУ), РОО «Инновации в образовании» (Беларусь), ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», Минский филиал (Беларусь), ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» (ИСРО РАО), ОГБОУ ДПО «Курский институт развития образования» (КИРО), ГБОУ ДПО «Псковский областной институт повышения квалификации работников образования» (ПОИПКРО), ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (ЮУрГГПУ), ФГОБОУ ВО «Сахалинский государственный университет» (СахГУ), ГУО «Гомельский областной институт развития образования» (Беларусь), КГУ «Городской научно-методический Центр новых технологий в образовании УО г. Алматы» (Казахстан).
В чтениях традиционно принял участие сын Т.И. Шамовой, д.м.н., проф., Шамов Сергей Александрович. По сложившейся традиции в работе Шамовских чтений приняли участие представители научно-педагогической общественности, руководители и педагоги образовательных организаций, представляющие не только Москву и Московскую область, но и различные субъекты Российской Федерации. Так, непосредственно на базе школы № 2086 в чтениях приняли участие более 250 сторонников и последователей Научной школы из нескольких регионов городов России: Грозного, Екатеринбурга, Калининграда, Калуги, Кирова, Коврова, Королева, Курска, Москвы, Новосибирска, Петрозаводска, Пятигорска, Рязани, Саратова, Тулы, Энгельса, Ярославля и др. В работе семнадцати очных и дистанционных секций приняли участие управленцы и педагоги Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Канады, Молдавии, Монголии, Узбекистана, Донецка, Луганска, Украины и др.
К участникам чтений обратилась с приветственным письмом депутат Государственной Думы, Заместитель председателя комитета ГД по образованию и науке Духанина Любовь Николаевна.
На пленарной части чтений были два содокладчика с выступлением «Рефлексивно-сотворческая культуродигма в современном образовании и управлении им»: Степанов Сергей Юрьевич, проф., д.пс.н., проф. Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ, рыцарь Гуманной педагогики, заслуженный работник образования Республики Карелия, Действительный член Национальной академии социальных технологий, Оржековский Павел Александрович, д.п.н., проф. Института биологии и химии ФГБОУ ВО МПГУ.
В работе чтений приняли участие представители общественных академий, педагогических издательств и журналов: Баяхчян Елена Валерьевна, Председатель Правления НО «Фонд поддержки и развития образования, творчества, культуры», Яковлев Сергей Викторович, к.п.н., вед. науч. сотр. ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», гл. ред. журнала «Журнал педагогических исследований», Мешкова Екатерина Васильевна, зам. директора издательства «Смысл», ООО «Психологическая книга», Махотин Дмитрий Александрович, к.п.н., зав. кафедрой педагогических технологий непрерывного образования, гл. ред. журнала «Интерактивное образование», Дерикова Татьяна Алексеевна, директор по развитию Научно-издательского Центра «ИНФРА-М», члены редакционных коллегий журналов, оказывающих информационную поддержку чтениям: «Народное образование», «Инновационные проекты и программы в образовании», «Справочник заместителя директора школы», «Управление начальной школой», «Вестник Института образования человека», «Журнал педагогических исследований», «Ценности и смыслы», «Отечественная и зарубежная педагогика», «Обучение и воспитание. Школа», «Образовательный форсайт» и др.
Работа малых пленарных заседаний чтений традиционно велась секционно в формате очных и дистанционных дискуссионных площадок:
- Безопасная школа в условиях информатизации. Модератор: Заславский Алексей Андреевич, к.п.н., член-корр. МАНПО, доц. дирекции образовательных программ ГАОУ ВО МГПУ.
- Трансформация образования в условиях развития цифровых технологий: проблемы и пути развития. Модератор: Заславская Ольга Юрьевна, проф., д.п.н., академик МАНПО, проф. кафедры информатизации образования Института математики, информатики и естественных наук ГАОУ ВО МГПУ.
- Цифровые технологии визуализации информации в образовании. Модератор секции: учитель информатики школы 1579 Любутов Олег Дмитриевич, аспирант ГАОУ ВО МГПУ.
- Требования ФГОС общего образования к метапредметным результатам и пути их достижения. Модератор: Суходимцева Анна Петровна, к.п.н., член-корр. МАНПО, ст.н.с. ФГБНУ ИСРО РАО, член Московской областной организации Союза писателей России, Синельников Игорь Юрьевич, к.п.н., ст.н.с. ФГБНУ ИСРО РАО, Коростелева Алина Альбертовна, к.п.н., ст.н.с ФГБНУ ИСРО РАО.
- Культура управления и управленческая компетентность педагогических работников как фактор успешности образовательной организации. Модераторы: Шклярова Ольга Анатольевна, доц., к.п.н., проф. кафедры УОС им. Т.И. Шамовой ФГБОУ ВО МПГУ, Осипова Ольга Петровна, доц., д.п.н., проф. кафедры УОС им. Т.И. Шамовой ФГБОУ ВО МПГУ.
- Здоровьесозидающее управление образовательной и спортивной организацией. Модераторы: Цибульникова Виктория Евгеньевна, доц., к.п.н., член-корр. МАНПО, доц. кафедры педагогики и психологии профессионального образования им. академика РАО В.А. Сластёнина ФГБОУ ВО МПГУ, Степанова Ольга Николаевна, проф., д.п.н., проф. и зав. кафедрой спортивных дисциплин и методики их преподавания ФГБОУ ВО МПГУ.
- Оценивание как управленческий и дидактический ресурс современного образования. Модератор: Галеева Наталья Львовна, доц., к.б.н., член-корр. МАНПО, проф. кафедры им. Т.И. Шамовой УОС МПГУ.
- Развитие коммуникативной компетентности участников образовательного процесса в условиях его цифровизации. Модераторы: Мижериков Василий Андреевич, Почётный академик МАНПО, к.п.н., доц., Козилова Лидия Васильевна, к.п.н., член-корр. МАНПО, доц. кафедры УОС им. Т.И. Шамовой ФГБОУ ВО МПГУ, Трунцева Татьяна Николаевна, к.п.н., доц., кафедра общеобразовательных дисциплин ГБОУ ВО МО АСОУ, Савенкова Елена Викторовна, к.п.н., ст. препод. кафедры УОС им. Т.И.Шамовой ФГБОУ ВО МПГУ.
- Педагогика сотворчества и рефлексивное управление трансформациями образования. Модераторы: Степанов Сергей Юрьевич, проф., д.пс.н., проф. Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ, Оржековский Павел Александрович, д.п.н., проф. Института биологии и химии ФГБОУ ВО МПГУ.
- Образование в интересах устойчивого развития (Дистанционное заседание, г. Минск). Модератор: Загуменнов Юрий Леонидович, доц., к.п.н., проф. ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», Минский филиал, Республиканское общественное объединение «Инновации в образовании» (Беларусь).
- Информатизация образования в эпоху цифровизации (Дистанционная секция, Беларусь, г. Гомель, ГУО «Гомельский областной институт развития образования»). Модератор: Блажко Ольга Александровна, проректор по учебной работе ГУО ГОИРО.
- Психолого-педагогические аспекты управления в современных образовательных системах (Дистанционная секция, г. Южно-Сахалинск). Модераторы: Афанасенкова Елена Леонидовна, доц., к.пс.н., доц. каф. психологии Института психологии и педагогики ФГБОУ ВО СахГУ, Кутбиддинова Римма Анваровна, доц., к.пс.н., доц. каф. психологии ИПиП ФГБОУ ВО «СахГУ».
- Формирование правосознания обучающихся в условиях системных изменений и цифровизации образования (Дистанционная секция, г. Москва). Модераторы: Певцова Елена Александровна, д.п.н., д.ю.н., проф., проректор по научной работе ГОУ ВО МО МГОУ, Николаев Михаил Васильевич, к.п.н., доц., м.н.с. ГОУ ВО МО МГОУ.
- Школьное метаобразование: масштабность перемен и периферийность действий (Дистанционная секция, г. Челябинск). Модератор: Татьянченко Дмитрий Владимирович, доц., к.п.н., член-корр. МАНПО, в.н.с. ФГБОУ ВО ЮУГГПУ.
- Идеи Ю.А. Конаржевского: модернизация российского образования (Дистанционное заседание Клуба Конаржевцев, г. Псков). Модераторы: Давыдов Гарри Артемович, к.п.н., зав. кафедрой управления развитием образовательных систем ГБОУ ДПО ПОИПКРО.
- Управление образовательной организацией в условиях концептуальных изменений в образовании (Дистанционная секция, г. Курск). Модераторы: Чальцева Татьяна Александровна, к.и.н., доц., ректор ОГБОУ ДПО КИРО, Подчалимова Галина Николаевна, д.п.н., проф., академик МАНПО, декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки ФГБОУ ВО КГУ, Ильина Ирина Викторовна, д.п.н., проф., член-корр. МАНПО, директор института непрерывного образования ФГБОУ ВО КГУ, Белова Светлана Николаевна, д.п.н., член-корр. МАНПО, проректор по УМР ОГБОУ ДПО КИРО.
- Ресурсы развития образовательной системы (Дистанционное заседание, г. Алматы, Казахстан). Модераторы: Темирбекова Максима Нуриевна, зам. директора КГУ «Городской научно-методический центр новых технологий в образовании УО, Карамендинова Гульнара Мауткановна, директор Казахстанско-Российской школы-гимназии № 54 им. И.В. Панфилова, г. Алматы, Казахстан.
В заключении чтений были приняты следующие рекомендации: «Первые результаты реализации «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» продемонстрировали очевидную необходимость повышения эффективности взаимодействия государства, научно-образовательного сообщества, общественных организаций, бизнеса, профильных экспертов и необходимость изучения международного опыта. Цифровые платформы и технологии останутся только на бумаге или станут уделом избранных без тотального овладения обучающимися необходимыми компетенциями на всех уровнях системы образования. Разработка и трансферт результатов исследовательских, научных, образовательных и консалтинговых проектов по цифровизации требуют уточнения содержания актуальных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации с учетом приоритетов и динамики модернизации образования, а также перевода на новый уровень сетевого взаимодействия всех социальных партнеров, вовлеченных в выстраивание информационных систем страны: от научно-производственных предприятий до организаций общего, высшего и дополнительного образования. Одной из продуктивных гибридно-интегративных формы такого взаимодействия являются Международные педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами.
Международная научно-практическая конференция «Шамовские педагогические чтения» стала действенной коммуникативной и экспертной площадкой, с одной стороны, по представлению образовательных, научно-методических, консалтинговых возможностей научной школы, с другой стороны, по обсуждению актуальных проблем, требующих незамедлительных теоретико-технологических исследований и организации повышения соответствующей компетентности педагогов и руководителей образовательных организаций.
С целью упрочения методолого-теоретических позиций научной школы Т.И. Шамовой, направленной на разработку, обоснование и использование в практике эффективного научно-методического сопровождения развития образования, участники Чтений рекомендуют:
- Общественному Совету отраслевого отделения МАНПО «Управление образовательными системами» совместно с учениками и последователями Т.И. Шамовой: продолжить оправдавшую себя практику организации ежегодного проведения в Татьянин день Международной научно-практической конференции «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами»; продолжить успешную практику формирования и издания сборников научных материалов Шамовских педагогических чтений, размещения их в РИНЦ; продолжить формирование, хранение и функционирование информационного банка данных о научных достижениях научной школы Т.И. Шамовой (в т.ч. учеников, последователей, сторонников в РФ и за ее пределами); продолжить успешную практику формирования и публикации специальных выпусков журналов, посвященных системному представлению достижений научной школы Т.И. Шамовой («Педагогическое образование и наука» № 5 2012, № 2 2013 г., № 5 2014 г., № 5 2015 г, № 1 2017 г., № 1 2018 г., № 1 2019 г.; «Методическая работа в школе» № 1 2015 г.; «Инновации и качество лицейского образования: идеи, опыт, практика» № 1 2017, «Управление образованием» № 6 2017 г.); продолжить работу электронных страниц научной школы Т.И. Шамовой, расположенных на различных сайтах, способствовать формированию информационной среды научной школы посредством использования различных Интернет-ресурсов; принять участие в Сластенинских педагогических чтениях, Конаржевских педагогических чтениях Псковского областного института повышения квалификации работников образования, Усовских чтений Южно-уральского государственного гуманитарно-педагогического университета; совместно с региональными ресурсными и учебно-методическими центрами обеспечить надлежащую координацию деятельности по разработке и внедрению актуальных образовательных, научно-методических и консалтинговых услуг, воплощая и развивая научное наследие Т.И. Шамовой.
- Кафедре управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой ФГБОУ ВО МПГУ: учесть при реализации основных и дополнительных образовательных программ достижения научной школы Т.И. Шамовой, обеспечить реализацию инновационных управленческих практик на базе сети инновационных научно-образовательных площадок ФГБОУ ВО МПГУ, а также развитие этой сети с опорой на достижения научной школы; обеспечить обновление и совершенствование состава, структуры, содержания актуальных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации с учетом приоритетов и динамики модернизации образования на основе достижений научной школы Т.И. Шамовой; обеспечить проведение научно-методических и практических мероприятий, направленных на поддержку и развитие научной школы Т.И. Шамовой, в рамках ежегодной Недели памяти Т.И. Шамовой и других мероприятий, реализуемых кафедрой и с ее участием;
- Региональным ресурсным и учебно-методическим центрам полнее использовать образовательный, научно-методический и консалтинговый потенциал научной школы Т.И. Шамовой для решения педагогических, методических и управленческих задач современного образования.
- Руководителям и педагогам образовательных организаций, ученикам, сторонникам и последователям научной школы Т.И. Шамовой: принять участие в подготовке и проведении ХIII Международной научно-практической конференции «Шамовские педагогические чтений» и Конаржевских педагогических чтений; принять активное участие в подготовке ежегодных сборников статей по материалам Шамовских, Конаржевских, Сластенинских, Усовских и других педагогических чтений; расширить спектр направлений исследований методологических, теоретических и технологических аспектов современных проблем внутриучрежденческого управления и повышения профессиональной компетентности работников отечественного образования».
2019 год
XI Международная научно – практическая конференция
ШАМОВСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
Научной школы
Управления образовательными системами
«СОВРЕМЕННЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ:
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ»
25 января 2019 года,
г. Москва
Программа конференции. XI Шамовские чтения. 2019 г.
В Институте социально-гуманитарного образования МПГУ завершила работу конференция, посвященная обсуждению инновационных подходов к преподаванию социально-гуманитарных дисциплин
25–26 апреля в Корпусе гуманитарных факультетов МПГУ проходила международная конференция «Современное образование: векторы развития. Инновационные подходы к преподаванию социально-гуманитарных дисциплин». В центре обсуждения на мероприятии были актуальные риски и проблемные зоны системы социально-гуманитарного образования в современной школе и вузе, междисциплинарность в практике преподавания предметов социально-гуманитарного цикла, современные подходы к оценке качества социально-гуманитарного образования.
Работу конференции открыл ректор МПГУ, академик РАО, доктор исторических наук, профессор Алексей Владимирович Лубков. Основной темой его выступления стали подходы к формированию идентичности (а иногда – многих идентичностей) человека средствами социально-гуманитарного образования. Особую важность ректор МПГУ придает проблеме гражданского воспитания подрастающего поколения: в этом вопросе, как он отметил, нас пока опережают многие соседи по евразийскому пространству, в том числе широкое используя возможности среднего и высшего образования.
Доклад зав. кафедрой педагогики Академии социального управления, доктора педагогических наук Георгия Борисовича Корнетова был посвящен образовательным и воспитательным технологиям дописьменных времен и возможностям исторической реконструкции при изучении гуманитарных предметов. Как социализировать ребенка без излишнего давления и принуждения? Насколько это применимо к современным реалиям? Каков образовательный потенциал истории науки?
Зав. кафедрой философии Института социально-гуманитарного образования МПГУ, доктор философских наук Ирина Николаевна Грифцова представила участникам пленарного заседания свое видение применимости философии в современной парадигме мышления, в том числе в цифровой гуманитаристике. Некоторые высказанные докладчиком идеи коллектив кафедры планирует реализовать в новой образовательной программе бакалавриата «Практическая философия», стартующую в 2019/2020 учебном году.
Эмоциональное и яркое выступление академика РАО, заслуженного учителя РФ, директора ГБОУ гор. Москвы «Школа №109», доктора педагогических наук Евгения Александровича Ямбурга затронуло практически все «болевые точки» современной педагогической мысли – от снижения уровня здоровья у современных детей до формата преподавания религиозной культуры, от проблем инклюзивной школы до мотивации одаренности. Е.А. Ямбург считает: смысл должен преобладать над формой, ценности – над технологиями, а гуманитарная сфера обязана работать на опережение. С этими тезисами трудно не согласиться.
Модерировал пленарное заседание директор Института социально-гуманитарного образования, доктор экономических наук, профессор Марк Михайлович Мусарский. После пленарного заседания состоялись два мастер-класса, направленных на презентацию эффективных технологий подготовки к ЕГЭ по обществознанию и подходов к формированию межкультурной компетентности всех участников образовательного процесса. А во второй половине дня началась работа секционных заседаний, посвященных обсуждению культурологического подхода как методологической основы развития системы образования, традициям и инновациям в методике преподавания юридических дисциплин, современному состоянию экономического образования и другим вопросам.
Кафедра философии Института социально-гуманитарного образования МПГУ организовала в рамках конференции четыре мероприятия: секцию «Философия нового жизненного пространства», два мастер-класса и дискуссионную площадку совместно с Центром историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений и кафедрой теологии «Проблемы соотношения светского и религиозного в современном образовательном пространстве». Особый интерес участников конференции вызвал мастер класс, организованный зав. кафедрой И.Н. Грифцовой и профессором философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Галиной Вениаминовной Сориной «Методология анализа гуманитарного текста». Мастер-класс провели студенты философского факультета МГУ, живо и интересно на своем примере рассказав фактически о формировании критического мышления с помощью методологии экспертного анализа текста. В рамках тематической секции участники обсудили с самых разных позиций перспективы философского образования в условиях быстро меняющегося мира, а также роль философии в осмыслении новых реалий.
26 апреля 2019 г. прошло заседание секции «Современные подходы к оценке качества социально-гуманитарного образования: целеполагание, вариативность, инструменты». На секции обсуждались вопросы изменения содержания обучения, усиления воспитательного аспекта. Е.В. Савенкова, старший преподаватель кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой, поделилась с участниками опытом внедрения в образовательный процесс активного участия в волонтерском и благотворительном движении. Достаточно интересную тему подняла заведующая кафедрой управления образовательными системами им Т.И.Шамовой М.И. Гончар – формы и требования к магистерским диссертациям по социально-гуманитарным направлениям подготовки. Главное, что отметили слушатели: темы диссертаций должны быть актуальными, соответствовать современному состоянию и перспективам развития, науки, техники и технологии. Активно обсуждалось выступление Т.А.Кадолы, доцента кафедры теории и практики перевода Института гуманитарных технологий АНО ВО «Российский новый университет». Тема о развитии универсальных компетенций при изучении дисциплин социально-гуманитарного цикла вызвала живой интерес со стороны участников. Были сделаны выводы, что компетенции универсальны, так как важны в жизни и деятельности каждого человека, независимо от его будущей профессии.
На секции «Традиции и инновации в методике преподавания юридических дисциплин» обсуждались актуальные вопросы клинического образования юристов в Болгарии и России, как одной из форм практико-ориентированного обучения студентов (выступления доцента В.И. Крайнова и профессора Я.Т. Тянковой). Аудитория сошлась во мнении, что подходы к организации клинического образования в вузах Болгарии и России в целом схожи, но необходимо менять концепцию организации учебного процесса с включением юридической клиники в учебные планы.
Проректор МПГУ, профессор Е.Л. Болотова поделилась с аудиторией опытом организации педагогической практики у студентов как важнейшего средства формировании профессиональных и личностных качеств будущих специалистов. Зав. кафедрой права А.И. Глушков и зав. кафедрой теории и истории государства и права С.В. Ширяева поделились личным опытом внедрения инновационных технологий в учебный процесс. С.В. Ширяева также отметила, что необходимо развивать всесторонние подходы к формированию правовой культуры граждан, учитывая возможности всех уровней образования, включая дополнительное образование детей и взрослых; и дополнительное профессиональное образование, чтобы охватить все слои населения и профессиональное сообщество. Педагогический вуз может и должен стать флагманом в развитии этого направления.
Кроме того, на секционном заседании состоялось интересное обсуждение путей развития системы юридического образования в России и Болгарии, возможности развития академической мобильности, определены пути сотрудничества кафедр юридического профиля МПГУ и юридического факультета университета «Святого Кирилла и Мефодия» в городе Велико Тырново.
В рамках секции «Методология и методика преподавания истории в условиях перехода на новый стандарт высшего образования» была предпринята попытка выстроить основное содержание двух модулей дисциплины для студентов непрофильных направлений подготовки – «Всеобщая история» и «История России». Вычленялись и анализировались магистральные исторические процессы, в равной степени отразившиеся в мировой истории и истории нашей страны. Отдельное внимание было уделено академическому проекту «История России в 20 томах» как теоретической основе преподавания дисциплины, а также проблеме анализа исторических источников как одному из основных фондов оценочных средств, методике работы с источником. Секция носила ярко выраженный дискуссионный характер, выводы и предложения докладчиков ценны с точки зрения практического применения при разработке рабочих программ дисциплины «История».
Всего в конференции «Современное образование: векторы развития. Инновационные подходы к преподаванию социально-гуманитарных дисциплин» приняли участие более 220 российских и зарубежных ученых и преподавателей.
Программа конференции ИСГО_2019
Елена Омельченко
Отчет о проведении очно-заочной конференции
«Современные дискурсы социологической теории и практики»
20 мая 2019 года кафедра теоретической и специальной социологии ИСГО провела очное заседание в рамках Всероссийской (очно-заочной) научной конференции «Современные дискурсы социологической теории и практики».
Цель конференции: обсудить в рамках научного сообщества актуальные проблемы теоретической и специальной социологии, а также включить молодых ученых (студентов, магистрантов, аспирантов) в обсуждение актуальных проблем современной социологии.
На конференции присутствовало 30 человек.
Конференцию вели модераторы:
Буданова М.А. – зав. кафедрой ТиСС. д. философ.н., проф.
Юдина Н.Н. зам.зав. кафедрой ТиСС, д. социол. н., проф.
В выступлениях и докладах приняли участие:
- Иванова Д.В. Достойное образование и профессиональная мобильность молодежи – к.с.н., доцент ИСГО МПГУ/
- Демкина К.Г. Образовательная мотивация как фактор миграционных ожиданий выпускников в российских регионах.
- Грачева Е.А. Тотальный диктант как показатель социальной активности.
- Алексеева С.А. Современные тенденции и перспективы маркетинга в социальных сетях.
- Ларина В.В., Лисенков Г.Д. Вирусный маркетинг.
- Шевчук Д.В. Формирование воображаемых сообществ в условиях виртуального сетевого пространства.
- Ильина Н.Г. Социологические исследования в социальных медиа.
- Трушицына О.Н., Меликян А.А. Роль руководителя в разрешении внутриорганизационного конфликта – студентки 1 курса магистратуры ИСГО МПГУ.
Было проведено обсуждение докладов заочных участников:
- Сержантова А.А. Болонский процесс в контексте российского образования. Ст. преподаватель Военной академии войск противовоздушной обороны Вооруженных сил РФ им. Маршала Советского Союза А.М. Василевского (г. Смоленск).
- Тумакова С.Ю. Проблема посттрудовой адаптации в контексте пенсионной реформы. Ст. преподаватель Уфимского государственного нефтяного технического университета (г.Уфа).
Как видно из названий докладов, наибольший интерес участников вызвали две группы проблем. Первая группа представленных проблем была связана с осмыслением современного состояния высшего и среднего образования. Доклады опирались на социологические исследования. Так, в основу доклада Ивановой Д.В. были положены результаты межрегионального исследования ценностных ориентаций студенческой молодежи Центра социологических исследований ИСГО. Особое внимание было уделено социальным профессиональным траекториям развития студенческой молодежи в условиях социально-экономической нестабильности, а также роли институтов образования в её успешной профессиональной адаптации.
В докладе Демкиной К.Г. было представлено авторское социологическое исследование, проведенное в 2018 году в средних общеобразовательных школах в городе Кимовске Тульской области. Образовательная мотивация была рассмотрена как фактор миграционных ожиданий выпускников в российских малых городах.
Вторая группа проблем была связана с исследованием виртуальной реальности и, прежде всего, социальных сетей. Они рассматривались как платформа современного интернет-маркетинга, активное поле продвижения товаров и услуг. В тоже время социальные сети, по мнению докладчиков, – это современное средство коммуникации, ведущее к образованию виртуальных сообществ различного типа, отвечающих злободневным потребностям участников.
Конференция длилась более 2-х часов. Участники проявили активный интерес к выступлениям, выразившийся в большом количестве вопросов к докладчикам.
С заключительным словом выступила доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой ТиСС Буданова М.А. Она подвела итоги заседания и поблагодарила участников.
Отчет подготовила: д.с.н., проф.,
зам. зав.кафедрой ТиСС
по научной работе
Юдина Е.Н.
Международная научно-практическая конференция
«Пространственная экономика: проблемы региональных экономических объединений»
29 ноября 2019 года. Кафедра экономической теории и менеджмента ИСГО МПГУ проводила научно-практическую конференцию «Пространственная экономика: проблемы региональных экономических объединений» (г. Москва, пр. Вернадского, 88 (Корпус гуманитарных факультетов))
В работе конференции приняли участие преподаватели кафедры, а также аспиранты и магистранты и приглашенные гости.
Основные направления работы конференции касались теоретических проблем территориального размещения экономических процессов на национально-государственном и глобальном уровне, развития региональных и межрегиональных интеграционных объединений, взаимодействия экономических и политических процессов на национально-государственном и глобальном уровнях, вызовов глобализации и их последствия; формирование экономической политики (стратегии) государства, теоретических проблемы экономической безопасности национальных экономик в условиях глобального кризиса.
Наибольший интерес вызвали следующие доклады участников конференции:
Лихачев М.О. Сбалансированность системы международной торговли (макроэкономический аспект)
Кузнецова Е.Г. Государственное регулирование прямых иностранных инвестиций в РФ в современных условиях на примере Дальнего Востока
Платонова Е.Д., Адельфинский А.О. Развитие интеграционных взаимосвязей в области высшего образования в рамках ШОС: перспективы и барьеры
Платонова Е.Д., Бу Тун. Типы и механизмы государственного регулирования процессов создания и развития интеграционных объединений в современной экономике
Николаев М.В. Вопросы и проблемы развития интеграционных процессов в рамках Таможенного союза ЕАЭС
Николаев М.В., Чжэн Синьсинь. Развитие интеграционных процессов в международном бизнесе в ходе реализации инвестиционных проектов
Филькевич И.А. Новые приоритеты евразийской интеграции
Федоров А.М. Цифровизация образования в странах ЕС и России в контексте проблем и вызовов цифровой экономики для XXI века
Шатаева О.В.. Банковская система в исламском мире
Сборник со статьями, написанными на основе докладов участников конференции, будет опубликован в ближайшее время.
IV Межвузовская студенческая научная конференция
“Закон и правопорядок: история, современность, актуальные проблемы”
3 декабря 2019 года
Программа конференции “Закон и правопорядок: история, современность, актуальные проблемы”
Аналитический отчет
о проведении ХI Международного научно-практического семинара из цикла
«Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество»
по теме «Многоязычие как фактор сохранения этнокультурного разнообразия: образовательные стратегии»
(2-3 декабря 2019 г., МПГУ)
2-3 декабря 2019 года в Московском педагогическом государственном университете (г. Москва, РФ) прошел Международный научно-практический семинар «Многоязычие как фактор сохранения этнокультурного разнообразия: образовательные стратегии» – XI семинар из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество». Семинар был приурочен к объявленному ООН Международному году языков коренных народов. В 2019 году мероприятие готовилось при поддержке Секретариата Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, Евразийской ассоциации педагогических университетов, Международного педагогического общества в поддержку русского языка, Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, Общероссийского профсоюза образования и во взаимодействии с Координационным комитетом кафедр ЮНЕСКО РФ, Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, Международной Федерацией мира и согласия, Сетью межуниверситетского сотрудничества УНИТВИН/Кафедры ЮНЕСКО и Всероссийским объединением школ – участников международного проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО». В течение двух дней семинар проходил в Корпусе гуманитарных факультетов МПГУ. Программа семинара включала работу двух секций, трех методических мастерских, дискуссионной площадки, круглого стола, педагогической лаборатории и двух экспертных сессий. В мероприятиях семинара приняли участие более 200 ученых, экспертов, школьных педагогов и преподавателей вузов, специалистов общественных и национально-культурных объединений из Москвы, 18 других регионов РФ и 14 зарубежных стран. На открытии семинара 02.12.2019 ректор МПГУ, член-корреспондент Российской академии образования, доктор исторических наук, профессор Алексей Владимирович Лубков отметил, что тема сохранения языкового и этнокультурного образования является очень значимой для системы образования, и важно рассматривать ее в том числе в контексте проблем подготовки учителей к работе в глобальном, поликультурном, стремительно меняющемся мире. Ректор призвал участников уделить внимание и тематике сохранения и продвижения русского языка как языка межнационального и международного общения, языка русской культуры и образования. В своем выступлении он опирался на итоги состоявшихся в ноябре заседаний Съезда учителей русского языка и Общества русской словесности, а также обратился к словам президента РФ В.В. Путина, прозвучавшим на 29 ноября 2019 года в Нальчике на заседании Совета по межнациональным отношениям: «Сфера межнациональных отношений требует постоянного внимания, последовательной и серьезной работы. Это как здоровье человека – нужно заниматься этим постоянно». На открытии семинара прозвучали приветствия в адрес его участников и организаторов от директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Екатерины Геннадьевны Бабелюк, от Посла по особым поручениям МИД РФ, Ответственного секретаря Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Григория Эдуардовича Орджоникидзе, от Директора Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании г-на Тао Чжана, от Национального координатора Международного проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» в РФ Нэллы Матвеевны Прусс. Во всех приветствиях отмечалась важность организации такого значимого мероприятия по обмену опытом в сфере поддержки языкового разнообразия, этнокультурного образования и в целом гуманитарного сотрудничества на площадке главного педагогического вуза страны, о широком резонансе, который имеет работа вуза на данном направлении не только в академических кругах, но и в структурах гражданского общества. О готовности к совместным действиям по выполнению рекомендаций ООН в области сохранения традиций и самобытности народов в предстоящее десятилетие языков коренных народов говорил в своем выступлении первый заместитель председателя Российской Ассоциации содействия ООН, Вице-Президент Всемирной Федерации ассоциаций ООН Алексей Николаевич Борисов. Необходимость расширения действий в области защиты прав на образование на русском языке была главной темой выступления Президента Международной общественной организации «Федерация мира и согласия» Виктора Ивановича Камышанова. О том, как сохраняют и развивают родной язык в условиях европейского многоязычия представители русскоязычной диаспоры, говорила руководитель Общества русскоязычных родителей и педагогов Берлина «МИТРА», руководитель международной ассоциации содействия многоязычию «VIA LIGHT» Марина Бурд. В ходе Пленарного заседания докладчиками поднимались острые проблемы, связанные с утратой языков, размыванием этнокультурной идентичности, угрозой потери связи с культурой предков перед лицом глобальных вызовов современности. Об этом с исторической точки зрения говорил профессор Центра социальных наук Венгерской академии наук Ференц Боди, с этнологической – директор Центра европейских исследований Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук, профессор Марина Юрьевна Мартынова, ссоциолингвистической – ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра по национально-языковым отношениям Института языкознания Российской академии наук, заведующий кафедрой восточных языков Института иностранных языков МПГУ Айса Николаевна Биткеева. Об ответственности государства за возможные ошибки в языковой политике предупредил в своем выступлении заведующий кафедрой русского и латинского языков Донецкого национального медицинского университета имени М. Горького, профессор Валерий Михайлович Калинкин. На секции «Многоязычие в школе и вузе: региональные практики» рассматривались фундаментальные проблемы обучения в условиях многоязычия: государственной политики, законодательных инициатив и образовательных стратегий на примере практик зарубежных стран и российских регионов. Общий доклад о трансформации общеевропейской концепции многоязычия с учетом региональной специфики представила модератор секции М.А. Кривенькая (Центр регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества ИСГО МПГУ). О сохранении этнокультурного разнообразия коренных народов в Канаде и об основных принципах подготовки специалистов в области языковой политики говорили в своих выступлениях преподаватели Факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В. Ломоносова Н.А. Карелина и А.И. Усманова. Противоречия языковой политики в сфере российского образования стали темой выступления А.В. Щербакова (Центр исследований медиакоммуникаций, ГИРЯ им. А.С. Пушкина, г. Москва). Коллективный доклад коллег из Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург (модератор секции Л.А. Балясникова, О.Л. Муковский, кафедраЮНЕСКО), и Смоленского государственного университета (Л.З. Бояринова) представил слушателям ситуацию с диалектами русского языка в регионах как целевыми объектами образовательной политики. Опытом работы в условиях поликультурности и многоязычия в вузе поделилась ректор Горловского института иностранных языков С.А. Кочетова, в Ассоциированной школе ЮНЕСКО – директор многонациональной школы г. Королева. О.Ф. Латыпов. Особенностям преподавания русского языка и его положения в системе образования в республиках Центральной Азии (Киргизия, Туркменистан), Закавказья (Азербайджан) и российского Северного Кавказа (Дагестан) были посвящены доклады заочных участников секции, представленные модераторами. Работа секции сопровождалась репликами слушателей из зала, которые дополнили темы многочисленными примерами работы в конкретных образовательных организациях России и зарубежных стран. Участники секции были едины в мнении, что проблема практики многоязычия в поликультурной школе требует большего внимания со стороны государства и более внимательной проработки в национальной образовательной политике РФ, в том числе с учетом более длительного практического опыта в этой сфере европейских стран.
На дискуссионной площадке «Родной язык в образовании: скорее жив, чем мёртв?» обсуждались проблемы сохранения родных языков в условиях ограниченного функционирования. О роли родного языка как инструмента этнической самоидентификации шла речь в выступлении Ралицы Савовой (Центр социальных наук Венгерской академии наук, Институт политических наук, г. Будапешт), о многоязычии как факторе сохранения этнокультурного разнообразия человечества – в заочных докладах А.В. и С.И. Жожиковых (СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск), о практических задачах преподавания языков народов РФ в вузе – в выступлении Л.Ж. Заксор (Институт народов Севера, РГПУ им. А.И. Герцена). Поднимались вопросы изучения и преподавания родных языков в школах российских регионов (Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Томская и Свердловская область). Разобраться в непростых вопросах с разных позиций участникам помогали модераторы дискуссионной площадки – директор Центра европейских исследований Института этнологии и антропологии РАН М.Ю. Мартынова, доцент кафедры региональных исследований Факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В. Ломоносова Н.А. Карелина, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан М.В. Лотфуллин. Участники дискуссии обозначили основные проблемы сохранения и изучения родных языков в регионах компактного проживания их носителей. Среди них выделены нехватка (или отсутствие) педагогических кадров и учебной литературы на языках народов России, а также низкая мотивированность в обучении родным языкам у учеников и родителей в ряде регионов РФ в связи с невостребованностью и низкой конкурентоспособностью этих языков в России и мире.
Завершили первый день работы семинара Круглый стол «Антропология образования: современный взгляд» и Педагогическая лаборатория «Лингваинструменталис», которые проходили параллельно.
Модераторы круглого стола – профессор кафедры культурологии ИСГО МПГУ А.А. Шевцова, доцент кафедры всеобщей Е.В. Айыжы, истории и археологии Института Тувинского государственного университета профессор славянской филологии Люблинского католического университета Иоанна Павла II (Республика Польша) М. Моцаж-Клейндиенст – задали тон дискуссии, представив в своих докладах антропологический взгляд на обсуждаемые проблемы многоязычия, поликультурного образования, сохранения этнокультурных традиций. В процессе дискуссии участники обсудили темы «Многоязычие как фактор межэтнического просвещения в современном российском кинематографе», «Образовательные проекты как средство сохранения культурного разнообразия», «Диалог культур в современном образовательном пространстве» и другие. В завершение работы круглого стола прозвучал вывод об актуальности и востребованности использования визуальных инструментов в образовательном процессе в целом и при распространении знаний об этнокультурных традициях разных народов, в особенности. Прикладные вопросы преподавания в сфере современной лингвистики и филологии нашли отражение в работе педагогической лаборатории «Лингва инструменталис». Обсуждались проблемы формирования у студентов межкультурных (К.Л. Кабахидзе, Факультет иностранных языков и регионоведения, МГУ им. Ломоносова) и лингвострановедческих (Е.Ю. Кошелева, Томский государственный университет) компетенций, преподавания в инокультурной среде (Е.В. Жбанкова, Факультет иностранных языков и регионоведения, МГУ им. Ломоносова), предметноязыковое интегративное обучение (Т.А. Шорина, Межвузовский центр билингвального и поликультурного образования, РГПУ им. А.И. Герцена), использование аудирования при обучении детей-мигрантов русскому языку (Е.А. Железнякова, П.В. Новикова, Кафедра межкультурной коммуникации РГПУ им. А.И. Герцена) и другие. Участники дискуссии на примерах конкретных педагогических практик продемонстрировали разнообразные методики формирования навыков межкультурного общения обучающихся в условиях полиэтничности современных российских мегаполисов и крупных городов. Второй день семинара 03.12.2019 открылся двумя параллельными экспертными сессиями. На первой экспертной сессии «Диагностика межкультурной компетенции в системе образования» участники обсудили два содержательных экспертных доклада: руководителя кафедры ЮНЕСКО Мандсаурского университета (Индия) профессора Д. Кхатри на тему: «Разработка межкультурного коэффициента (CCQ): образовательная стратегия этнокультурного разнообразия» и модератора сессии, и.о. декана Факультета регионоведения и этнокультурного образования, профессора Кафедры культурологии ИСГО МПГУ Е.А. Омельченко на тему: «Межкультурная компетентность участников образовательного процесса: терминология и подходы к диагностике». Участники экспертной сессии обсудили разные методики проведения диагностики межкультурной компетентности и способы анализа ее результатов. Выступления вызвали оживленную дискуссию и множество вопросов, ответы на которые, поскольку эксперт из Индии выступал дистанционно, участники получали в течение дня. Немаловажно, что по результатам дискуссии образовался круг экспертов, готовых войти в тестовую группу по измерению уровня сформированности межкультурной компетентности у педагогов. На второй экспертной сессии участники семинара разбирались в проблеме повышения медийно-информационной грамотности, в том числе в контексте успешного межкультурного сотрудничества. Сессия была организована Кафедрой ЮНЕСКО по медийно-информационной грамотности и медиаобразованию граждан при МПГУ (модератор – зав. кафедрой, доцент И.В. Жилавская). Прозвучали интересные выступления по темам: «Медиация и обучение в мультикультурной среде» (Х. Богова, Университет библиотековедения и информационных технологий, г. София, Болгария), «Языковое разнообразие: взгляд через призму медийно-информационной грамотности», «Межкультурный диалог в вузовских СМИ» (Н.В. Кодола, Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ), «Межкультурная коммуникация на принципах синергетики» (Е.В. Александров, Музей землеведения, МГУ им. М.В. Ломоносова), «Язык познания мира и язык науки: согласованное разногласие или бегство от языка» (Е.Р. Меньшикова, Новый институт культурологии, г. Москва), «Псевдоморфоза как явление историко-культурного процесса» (С.И. Сулимов, Воронежский государственный университет). Участники сессии пришли к выводу, что в современных условиях, в век бурного развития всех форм медиа-коммуникаций, медийно-информационная грамотность является необходимым компонентом успешного и конструктивного межкультурного сотрудничества. Особо важен вывод, который был сделан модератором сессии: медийно-информационная грамотность сегодня – это одно из условий успешного существования человека в информационном пространстве, его коммуникативного поведения и социализации. Информативными и практико-ориентированными выступлениями была наполнена работа секции «Социальное измерение поликультурного образования». Ее открыл доклад модератора – президента Международного института эллинизма и миграционной политики (г. Афины, Греция), профессора Панагиотиса Гианнакопоулоса «Демократический критерий приобретения мигрантами гражданства». Острая тема вызвала живой отклик аудитории и дискуссию. Участники также обсудили новые тенденции реформирования языкового образования в ближнем зарубежье России, полилингвальное и поликультурное образование в Республике Казахстан, деятельность научно-образовательных учреждений и МРО ООО «Ассамблея народов России» в сфере этнокультурной адаптации детей и молодежи (Л.И. Никонова, Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, г. Саранск), Активные формы и инновационные методы расширения профессиональных компетентностей студентов на примере опыта Университета библиотековедения и информационных технологий (М. Николова, Университет библиотековедения и информационных технологий, г. София), Проблемы формирования языковой личности в национально-региональных условиях Татарстана (Л.Х. Халитова, В.В. Герасимова, В.А. Пачкова, МБОУ «Гимназия № 3, г. Зеленодольск, толерантности Республика Татарстан)
Доклады заочных участников секции были посвящены вопросам образования на русском языке в историческом регионе Туркестан в XIX веке (Д.У. Джураев, М.У. Жураева, г. Ташкент, Республика Узбекистан). В процессе обсуждения поставленных вопросов участники дискуссии отмечали, что успешное совместное обучение и продуктивная коммуникация в поликультурной образовательной среде не происходят сами по себе, а требуют большой работы квалифицированных педагогов, создания особой адаптационной социальной среды для учащихся, принадлежащих к различным культурным, языковым и конфессиональным группам. На вопрос «Где и как говорить на родном языке?» на практических примерах пытались ответить участники методической мастерской с одноименным названием. Модератор мастерской, докторант Фонда религиозных наук им. Иоанна XXIII Марианна Наполитано (г. Болонья, Италия) рассказала о реализации проекта «Послы русского языка в мире» и культурной дипломатии России за рубежом. О «конструировании» современной социокультурной среды на основе принципов языкового плюрализма на примере Республики Башкортостан говорила второй модератор – директор филиала Башкирского института социальных технологий Т.А. Нигматуллина (г. Уфа). Участники дискуссии обсудили роль родного языка как инструмента формирования и сохранения идентичности в разных социальных измерениях – в семье (О.В. Синёва, Центр балтистики, МГУ им. М.В. Ломоносова), в образовательных дошкольных и школьных учреждениях (А. Федоринчик, г. Чебоксары), а также в условиях межнационального конфликта (Н.П. Гаврилюк, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского). Проблеме самоидентификации в бурятской поэзии был посвящен доклад зав. Кафедрой контрастивной лингвистики Института иностранных языков МПГУ М.Ц. Цыреновой. Итогом обсуждения разных аспектов заявленной темы стал вывод о том, что родной язык является, бесспорно, одним из основных факторов формирования этнической самоидентификации, а значит – и инструментом сохранения этнокультурного разнообразия. Актуальная проблема культурно-языковой адаптации мигрантов средствами образования стала темой для обсуждения на второй методической мастерской под руководством модераторов: А. Завоса (президент Греческого института миграционной политики (г. Афины, Греция), В.Ю. Леденевой (Институт социально-политических исследований РАН), Т.В. Криворучко (Центр историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений ИСГО МПГУ). Об опыте Греции (А. Завос) и Болгарии (М. Модева) рассказали зарубежные участники дискуссии. Представители российской стороны предложили для обсуждения темы: «Русский язык как фактор интеграции мигрантов в российское общество» (В.Ю. Леденева), «Языковой и социокультурный аспект в работе с детьми иностранных граждан в российской школе» (Т.В. Криворучко). Большой интерес участников вызвали выступления представителей международных организаций: российского офиса Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (И. Щербакова) и Международной организации по миграции (Ю. Павловская), которые представили аудио- и визуальные материалы для работы со школьниками и студентами по проблематике миграции и адаптации. По итогам состоявшегося обсуждения участники методической мастерской поддержали тезис, что основным фактором и средством интеграции иноэтничных мигрантов в российское общество является русский язык, и степень его освоения – как обучающимися, так и взрослыми мигрантами – напрямую влияет на скорость и качество их интеграции в принимающее общество. Предметом обсуждения третьей методической мастерской стало этнокультурное просвещение и формирование ценностных установок молодежи (модератор – Н.Б. Самойлова, директор Центра развития открытого образования ИСГО МПГУ). Участники заслушали выступления и подискутировали на темы: «Образовательное путешествие как инструмент этнокультурного просвещения» (Н.Б. Самойлова), «Создание условий для творческой самореализации детей, формирования социальноответственной личности через проектную деятельность «Диалог культур» (Л.М. Царегородцева, Колледж-интернат Центр искусств для одаренных детей Севера, г. Ханты-Мансийск), «Этнокультурное образование в начальной школе средствами художественной литературы» (Е,А. Найденова, Московский центр развития кадрового потенциала образования), «Традиционная алтайская культура в современном культурном ландшафте Республики Алтай» (Е.О. Такаракова, Центр культуры народов России, Дом народного творчества имени В.Д. Поленова), «История искусства в поликультурном образовании» (А.В. Григораш, Институт изящных искусств МПГУ). Участники дискуссии пришли к выводу, что этнокультурное просвещение подрастающего поколения средствами искусства, художественной литературы, этнографического туризма повышает интерес учащихся к предмету и позволяет глубже усвоить материал, особенно в сбалансированном сочетании с традиционными методами обучения. Завершила семинар панельная дискуссия, на которой участники подвели итоги двухдневной плодотворной работы. Секционные заседания, экспертные сессии, методические мастерские, дискуссионные площадки и круглые столы семинара позволили его участникам обменяться практическим опытом и своими наработками в сложных вопросах осуществления права на образование на родном языке, социальных аспектах функционирования поликультурной школы, адаптации мигрантов, межкультурной компетентности педагогов и обучающихся и многих других.
По итогам проведения Международного семинара были сформулированы следующие выводы и рекомендации:
- Заслуживает дальнейшего изучения и трансляции опыт зарубежных стран и российских регионов в сфере поддержки многоязычия, интеграции поликультурной составляющей в содержание образования, формирования межкультурной компетентности и этнологического просвещения.
- Развитие многоязычия, поликультурного образования, межкультурной компетентности требует интеграции усилий образовательных организаций разного уровня, тесного сотрудничества в формате «школа – вуз», активного использования межпредметного интеграционного подхода, с учетом региональных особенностей.
- В текущей работе по включению элементов межкультурного образования в учебную и воспитательную деятельность следует стремиться гармонизировать вопросы формирования у обучающихся этнокультурной и общегражданской идентичности, как это предусмотрено Стратегией государственной национальной политики РФ до 2025 года и международными нормативными документами.
- Родной язык является одним из основных факторов формирования этнической самоидентификации, важнейшим инструментом сохранения этнокультурного разнообразия. Целесообразно содействовать изучению и сохранению родных языков в регионах компактного проживания, способствовать оснащению центров по изучению языков малочисленных народов учебной и методической литературой и интерактивными средствами для очного и дистантного обучения.
- Следует уделять значительное внимание в образовательных программах подготовки педагогических кадров в области регионоведения, поликультурного образования, управления многонациональной школой; расширять подготовку по языкам народов России и стран СНГ.
- Особого внимания в сфере межкультурного образования требуют вопросы адаптации и интеграции детей из семей международных мигрантов средствами образования. Важно осуществлять профильную подготовку, переподготовку, повышение квалификации будущих и действующих педагогов, работающих в поликультурной среде, совершенствовать межкультурную компетенцию всех участников образовательного процесса.
- Особое внимание уделять межсекторальной работе по развитию и реализации программ поддержки русского языка как государственного, языка межнационального общения в национальных регионах РФ, способствовать продвижению русского языка и образования на русском языке за рубежом, в том числе через всестороннюю подготовку педагогических кадров, готовых к работе в вузах ближнего и дальнего зарубежья.
- Практики, представленные участниками семинара из субъектов РФ и зарубежных стран, доказывают необходимость активного использования современных медиа-ресурсов, включая ресурсы мобильного обучения и социальные сети, в развитии и поддержании многоязычия и поликультурного образования.
- Этнокультурное просвещение подрастающего поколения средствами искусства, художественной литературы, этнографического туризма, использование музейной педагогики в образовательном процессе способствуют повышению интереса молодежи к этнокультурному разнообразию России и мира, к углубленному изучению цивилизационного наследия народов, к формированию гуманитарного сознания на основе признания ценности культурного и природного наследия человечества.
- Для успешного решения задач в области поликультурного образования чрезвычайно важно развивать межвузовское, междисциплинарное и межсекторальное сотрудничество, в том числе в процессе подготовки учителя будущего. В связи с этим рекомендовано продолжить практику партнерского взаимодействия в научнопедагогической сфере и запланировать проведение очередного ежегодного семинара из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество» в ноябре-декабре 2020 года.
2018 год
Отчет
о проведении XV Всероссийской (заочной) научной конференции
«Современные дискурсы социологической теории и практики»
(16 апреля – 16 мая 2018 года)
В период с 16 апреля по 16 мая 2018 года кафедра теоретической и специальной социологии Института социально-гуманитарного образования МПГУ провела Всероссийскую (заочную) конференцию «Современные дискурсы социологической теории и практики».
Целью конференции было обсудить в рамках научного сообщества актуальные проблемы теоретической и специальной социологии, а также включить молодых ученых (аспирантов, магистрантов, студентов) в обсуждение актуальных проблем современной социологии.
Оргкомитет конференции был сформирован в следующем составе:
- Буданова М.А., профессор, заведующая кафедрой теоретической и специальной социологии – председатель;
- Юдина Е.Н., профессор кафедры теоретической и специальной социологии – заместитель председателя;
- Корнийчук М.С., старший преподаватель – ответственный секретарь.
Работа конференции велась по трем направлениям: 1) теоретическая социология; 2) социология управления; 3) социология образования.
Всего в работе конференции приняли участие 34 человека.
В разделе «Теоретическая социология» были представлены следующие основные статьи:
- Иванова Т.Н., Цветкова И.В. Инновационный форсайт в контексте развития инновационной эколого-экономической системы общества: эмпирический опыт социологического исследования.
- Иванов С.Ю., Иванова Д.В. Виртуальная реальность в информационном обществе: новые вызовы и угрозы.
- Панкрахина М. Н. Прекариат как последствие развития экономики услуг.
- Комиссарова Ю.Ю. Социальное и профессиональное неравенство как механизм адаптации и стратификации молодёжных групп.
- Хильчук А. С. Стратегии поведения в конфликтной ситуации в зависимости от социальных и демографических факторов.
- Голдобин Е. А. Современные подходы маркетинга к брендам.
- Иванова А.В. Анализ средств распространения рекламы в России.
- Федина Н.И. Мошенничество интернет-магазинов: социологический аспект.
- Рыбаков В.А. Подходы к понятию «социальные коммуникации» в социологическом дискурсе.
- Костарева А. И. Сфера фитнес-услуг как объект социологического анализа.
- Роганова Т.А. Телевизионная реклама как средство транслирования образа семьи.
- Спазито И.О. Становление общества потребления
В разделе «Социология образования» были представлены следующие основные статьи:
- Копытина Т.Ю. Особенности социальной адаптации молодежи в условиях информационного общества.
- Юмаева Д.Р. Феномен «body positive» в среде современной молодежи: социологический аспект.
- Саградян А. А. Социологический анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность выпускников вузов.
- Кирсанова В.А. Коммодификация досуговой деятельности.
- Луцькая Е.Е., Кулагина О.В. Исследование проблем трудоустройства выпускников российских вузов.
- Луцькая Е.Е., Порцевская Е.А. Качество работы административных подразделений МПГУ в оценках преподавателей, сотрудников и студентов.
- Луцькая Е.Е., Сдобнева А.И. Знание как преимущество
- Юдина Е.Н, Мороз Н.Н. Роль социальных сетей в формировании жизненного мира студентов.
В разделе «Социология управления» были представлены следующие основные статьи:
- Данилевский П. В. Мотивация персонала как фактор повышения эффективности работы.
- Шмагина О.Н., Яковлева М.А. Современные информационные технологии: влияние на становление гражданского общества в РФ.
- Соловьева Д.А. Факторы, влияющие на развитие карьеры сотрудников в организации: социологический аспект.
- Прасолова Т. С. Мотивационный фактор корпоративной культуры в практике управления персоналом.
- Докучаев А.В. Роль социологических исследований в управлении организацией.
- Смольнова А.С. Социологический анализ эффективных характеристик руководителя.
- Зарбаева Э.Н. Социально-экономические предпосылки возникновения и развития корпоративного управления в России.
- Мироненко Е.С. Бренд как важный аспект управления и влияния.
В работе конференции приняли участие как преподаватели вузов, так и магистранты, студенты. Поэтому статьи различаются уровнем обобщения и анализа. Статьи преподавателей обращены к крупным, значимым общественным проблемам. Например, Иванова Т.Н. и Цветкова И.В. в статье «Инновационный форсайт в контексте развития инновационной эколого-экономической системы общества: эмпирический опыт социологического исследования» описывают факторы концептуальной инновационной модели социо-эколого-экономической системы Самарского региона.
Иванов С.Ю., Иванова Д.В. в статье «Виртуальная реальность в информационном обществе: новые вызовы и угрозы» выявляют, что ценность онлайн-коммуникации все больше зависит от способности внедрять все новые и новые процессы и организационные структуры. Только при оптимальном сочетании с личностными, организационными и техническими факторами IT-технологии позволяют завоевать конкурентоспособную позицию на рынке.
Статьи студентов посвящены более локальным проблемам, имеющим непосредственное отношение к их жизни. Они обращены к различным аспектам сферы маркетинга, досуговой деятельности, получения знаний и успешному трудоустройству выпускников российских вузов. В статьях студентов отражается как собственный жизненный опыт авторов, так и знания, полученные в процессе обучения.
В разделе «Теоретическая социология» студенты показали умение анализировать процессы в области социологии маркетинга, особенности становления общества потребления и социального неравенства.
В разделе «Социология образования» в центре внимания авторов оказались процессы, протекающие в молодежной среде. Особое внимание было уделено учебе, трудоустройству и досуговой деятельности студентов.
В разделе «Социология управления» студенты продемонстрировали умение анализировать проблемы управления различными социальными объектами. Особое внимание авторы уделили организационным процессам: мотивации и карьере сотрудников, анализу эффективных характеристик руководителя.
По результатам конференции будет издан сборник «Материалы XV Всероссийской (заочной) научной конференции «Современные дискурсы социологической теории и практики».
Отчет подготовила: зам. зав. кафедрой по научной работе, доктор социологических наук, профессор Юдина Е.Н.
Международная научно-практическая конференция
“Современное образование: векторы развития.
Цифровизация экономики и общества: вызовы для системы образования”
24–25 апреля 2018 года Институт социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета проводит международную конференцию «Современное образование: векторы развития. Цифровизация экономики и общества: вызовы для системы образования». Идею проведения конференции на данную тему поддержали в Министерстве образования и науки РФ и Министерстве экономического развития РФ; на пленарном заседании перед участниками выступит представитель Минобрнауки, отвечающий за реализацию приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации».
Партнерами организации в проведении секций, круглых столов и дискуссионных площадок стали: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Департамент интегрированных коммуникаций Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Московский государственный лингвистический университет (Институт международных отношений и социально-политических наук), журнал «The Digital Scholar: лаборатория философа», научно-информационный альманах «Этнодиалоги».
На конференции планируется обсудить ход реализации стратегического проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ», обменяться опытом эффективного использования в учебном процессе информационно-телекоммуникационных технологий, сформулировать концептуальные подходы перспективного развития образования на пути к школе будущего в условиях цифровизации экономики и общества.
Работа конференции будет проводиться в рамках пленарного и секционных заседаний, дискуссионных площадок, мастер-классов и презентаций. Основными темами мероприятий станут: «Человек в цифровых коммуникациях», «Социология цифрового пространства», «Социализация студенчества, детей и молодежи в цифровом обществе», «Цифровизация и конкурентоспособность национальной экономики», «Цифровизация в организации государственной власти и ее влияние на процессы управления государственными программами и проектами», и другие.
Тематика международной конференции вызвала большой интерес в научном и педагогическом сообществе России и ряда зарубежных стран. В работе конференции решили принять участие более 340 ученых и преподавателей ведущих российских вузов из 26 регионов РФ, а также представители научно-педагогического сообщества Белоруссии, Киргизии, Молдовы, Украины, Франции. На секционных заседаниях и в дискуссиях запланированы выступления представителей Института философии РАН, Петрозаводского государственного университета, МГУ имени М.В. Ломоносова, Пущинского государственного естественно-научного института, Московского государственного педагогического университета, Национального исследовательского университета «МИЭТ», Российского государственного социального университета, Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, Казанского федерального университета, Кубанского государственного технологического университета, Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева, Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В.М. Шукшина, Смоленского областного института развития образования, Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, Санкт-Петербургского государственного университета и многих других вузов России и зарубежных стран.
Программой международной конференции предусмотрено несколько мастер-классов, цель которых – познакомить преподавателей МПГУ и других участников с интересными и полезными электронными образовательными ресурсами и возможностями Национальной платформы открытого образования, а также с проектом «Московская электронная школа».
Программа конференции. 24-25 апреля 2018 года
Презентации с пленарного заседания конференции
Авдокушин Е.Ф. Цифровая экономика: формирование нового ресурса развития
Девяткин Е. Мастер-класс “Национальная платформа открытого образования”
Каракозов С.Д. Цифровое образование для цифровой экономики
Пушкин Д.И._Мастер-класс “Национальная платформа открытого образования”
Юшин Д.А._Ассоциация «Национальная платформа открытого образования»
Круглый стол «Управление образованием в условиях цифровой экономики»
Модератор – доктор педагогических наук, профессор кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой ИСГО МПГУ
Ольга Петровна Осипова
Осипова О.П. Управление образованием в условиях цифровой экономики
Галеева Н.Л. Цифра в образовании: цель, объект или ресурс?..
Борисова Н.В. Управление образованием на основе интеллектуализации информационных систем
«Автоматизированные системы управления проектной деятельностью органов исполнительной власти»
Модератор – доктор юридических наук, зав. кафедрой государственного и муниципального управления ИСГО МПГУ
Вячеслав Михайлович Оробец
Кондеев А. Формирование цифровых платформ в рамках программы «Цифровая экономика»
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ: ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ СТОЛЕТИЕ»
20 апреля 2018 г. в Институте социально-гуманитарного образования МПГУ состоялась Всероссийская научная конференция «Гражданская война в России: взгляд через столетие».
Организатором конференции выступила кафедра истории ИСГО МПГУ. Тема Гражданской войны стала логичным развитием проблематики, обсуждаемой на конференциях, ежегодно организуемых кафедрой во всероссийском формате. Последние из них были посвящены теме Смуты, как социально-исторического феномена, а также Бунтарской и революционной традиции в российской истории.
Творческая работа участников двух круглых столов конференции: «Гражданская война: факты и оценки» и «Гражданская война в источниках, историографии, учебной литературе и культуре» показала, что интерес к поставленной проблеме среди профессиональных историков и преподавателей истории вузов и школы не ослабевает, а главное, что, несмотря на десятки тысяч книг, изданных по гражданской войне, нынешним ее исследователям есть, что сказать нового.
В рамках конференции состоялись две дискуссионные площадки. На первой из них обсуждались события, факты и концепции гражданской войны, а на второй – источники, историография и ее отражение в вузовских, школьных учебниках, а также в песнях и художественной литературе.
Татьянин день посвящен развитию образования
X Всероссийские Шамовские педагогические чтения
научной школы Управления образовательными системами
По окончании первого учебного семестра, 25 января 2018 года – в Татьянин День – традиционно, уже в десятый раз прошли Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами. Тема Чтений 2018 года: “Научная школа Т.И. Шамовой: методолого-теоретические и технологические ресурсы развития образовательных систем”.
Юбилейные Чтения, как и самые первые, десять лет назад, принимала замечательная московская школа № 354 им. Д.М. Карбышева (директор – кандидат педагогических наук, ученица Т.И. Шамовой Татьяна Константиновна Родионова). В школе № 354 прошли основные пленарные заседания и заседания 13 секций. Еще ряд секций работал удаленно в Минске (Беларусь), Алматы (Казахстан), Пскове, Курске, Челябинске.
В работе чтений приняли участие исследователи – прямые потомки Т.И. Шамовой: сын, д.м.н., проф. Сергей Александрович Шамов, внук – к.м.н. Леонид Сергеевич Шамов, правнук – Александр Шамов.
Участников чтений приветствовала Председатель Правления НО “Фонд поддержки и развития образования, творчества, культуры», Член Совета по интеллектуальной собственности ТПП РФ Елена Валерьевна Баяхчян. Президент МАНПО, д.п.н. Екатерина Иосифовна Артамонова вручила научным работникам и деятелям образования именные дипломы МАНПО за вклад науку.
На открытии конференции выступила заведующая кафедрой управления образовательными системами к.п.н. Мария Валерьевна Гончар, представив кафедру как продолжателя идей научной школы управления Татьяны Ивановны Шамовой. В этом учебном году решением Ученого совета МПГУ кафедре присвоено имя Учителя.
С пленарными докладами выступили д.п.н., член-корр. РАО, , директор Института образования человека, Андрей Викторович Хуторской и д.м.н., член-корр. РАН, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ “НМИЦ здоровья детей”, зав. кафедрой гигиены детей и подростков Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Владислав Ремирович Кучма.
В продолжение пленарного заседания директор Международного института Чунцинского Университета науки и искусства Инь Бань (Китай) рассказал о международных образовательных проектах как драйверах изменений в цифровую эпоху.
Традиционно в конференции приняли активное участие исследователи, руководители и педагоги образовательных организаций, многие из которых являются выпусками и обучающимися кафедры управления образовательными системами ИСГО МПГУ, которые выступили с сообщениями и приняли участие в дискуссиях на заседаниях секций.
По итогам состоявшихся встреч и обсуждений можно констатировать, что среди учеников и последователей сохранился тот самый «Шамовский» дух, описанный в свое время одной из учениц Т.И. Шамовой, д.п.н., ректором Курского института развития образвания Галиной Николаевной Подчалимовой: «Татьяна Ивановна собирала учеников на совещания, конференции, интерактивные практикумы. На них обсуждались проблемы, вызывающие дискуссии, стояла задача совместной подготовки проекта «на злобу дня». Обычно они носили опережающий характер. Важное место отводилось изучению и анализу современного состояния теории и практики управления школой. Главное сводилось к анализу и разработке экспериментальных педагогических и управленческих идей».