Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

IV Всероссийская научно-практическая конференция «Дополнительное образование детей: сохранение традиционных российских ценностей» прошла в Институте детства

Новости МПГУ

16 мая 2024 г. в дистанционном формате состоялась IV Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция с международным участием «Дополнительное образование детей: сохранение традиционных российских ценностей» и посвящена Году семьи в России.

Конференция проводилась в сотрудничестве с журналами Издательского дома «Народное образование»: «Образовательные технологии», «Педагогические технологии», «Воспитательная работа в школе», «Исследовательская работа школьников», «Журнал педагогических исследований».

Конференция объединила педагогов, студентов, учёных, методистов и руководителей образовательных организаций из России, Белоруссии, Китая и Новых территорий РФ – всего 551 зарегистрированный участник. Запись пленарного заседания посмотрели более 1400 раз на дату выпуска новости. Ссылки на видеозаписи работы секций размещены в соответствующем разделе Программы конференции.

Свои доклады и сообщения на конференции представили 106 человек, всего было сделано 92 доклада на пленарном заседании и заседаниях секции. Участие в конференции приняли представители из всех Федеральных округов и 55 субъектов Российской Федерации. Участвовали коллеги из Белоруссии Китая, Луганской Народной Республики, Запорожской области. Единовременно смотрели конференцию свыше 500 человек в режиме онлайн.

В рамках конференции проводятся курсы повышения квалификации «Воспитательный потенциал программ дополнительного образования».

Пленарное заседание началось с приветственных слов директора Института детства МПГУ Анна Алексеевна Алмазова. Она отметила важную роль и ценность данного мероприятия для обмена опытом в дополнительном образовании детей и пригласила к сотрудничеству.

Работу пленарного заседания открыл доклад проректора по дополнительному образованию МПГУ «Система дополнительного образования детей как ресурс сохранения традиционных российских ценностей. Опыт МПГУ» Кудрявцевой Дарьи Александровны. В своем докладе она отразила задачи педагогического вуза, познакомила с программами и мероприятиями, которые проводит МПГУ в рамках дополнительного образования детей, воспитательной работы с детьми и молодежью в целях сохранения и укрепления традиционных национальных ценностей, исторического просвещения, противодействию фальсификации истории, обеспечения технологического лидерства России, мировоззренческого и технологического суверенитета.

Продолжила заседание Золотарева Ангелина Викторовна, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, профессор кафедры педагогических технологий, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», Заслуженный учитель РФ с докладом «Дополнительное образование детей как субъект воспитания: новые смыслы, содержание, способы организации»

Заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор педагогических наук, главный научный сотрудника ФГБУК «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий» Рожков Михаил Иосифович в своём выступлении отразил проблемы реализации воспитательного потенциала дополнительного образования детей.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики начального образования МПГУ Яковлев Сергей Викторович в своем докладе предложил динамическую модель возрастного развития системы ценностей личности учащихся, на ее основе раскрыл ценностную составляющую содержания воспитания в системе дополнительного образования.

Большой и интересный доклад на тему «Психолого-антропологические принципы духовного воспитания и личностного развития детей и молодежи», который нашел в свое продолжение в первой секции конференции, подготовила Ковалева Наталья Борисовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологической антропологии МПГУ, Заслуженный деятель науки и образования РАЕ.

Заместитель директора Института детства по дополнительному образованию, кандидат педагогических наук, доцент  Галямова Эльмира Махмудовна подвела итоги пленарного заседания.

Содержание докладов пленарной части конференции определили тематику работы 9 секций.

Секция 1. Психолого-педагогические основы духовного воспитания и личностного развития детей и молодежи.

Руководитель секции:  Ковалева Наталья Борисовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологической антропологии МПГУ, Заслуженный деятель науки и образования РАЕН.

Секция «Психолого-педагогические основы духовного воспитания и личностного развития детей и молодежи» собрала вокруг себя студентов, аспирантов, практиков, педагогов, воспитателей, руководителей – представителей различных образовательных организаций и новаторских проектов дополнительного образования. Среди докладчиков участников было достаточно много представителей Межрегионального герменевтического клуба МПГУ, Ассоциации МОДИ «Мастерская психолого-педагогического сценирования», актива вожатых епархиального лагеря «Роднички» –  событийных общностей, о которых шла речь в докладе Н.Б. Ковалевой на пленарном заседании, многие из которых находятся в постоянном со-творческом общении. Это позволило создать живую теплую атмосферу вокруг заинтересованного обсуждения каждого выступления, в которых было представлены передовые психолого-педагогические методики, и яркие формы работы с детьми и молодежью в дополнительных программах всех ступеней образования. В рамках этих докладов также удалось посмотреть и обсудить несколько видеобразцов, наглядно иллюстрирующих возможности использования герменевтики и в рамках классных часов и профессиональной ориентации, в фестивалях, в Евангельских кружках, в психологическом консультировании и в таких особенных проектах как «Грамматика фантазии» А. Дьяконовой, Школьная мультстудия Е. Власовой, Межрегиональный герменевтический клуб Н.Б. Ковалевой и канал «Вслушивание» Ф. Ковалева и С. Ковалеву.

Секция 2. Включение в систему дополнительного образования детей с различными образовательными потребностями

Руководитель секции: Никандрова Татьяна Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии ФГБОУ ВО “Московский педагогический государственный университет”

В рамках работы секции были рассмотрены возможности инклюзивного дополнительного образования в социокультурном развитии детей с ограниченными возможностями здоровья; специфика обучения детей с различными образовательными потребностями в рамках дополнительного образования и др. Особенно интересно были представлены результаты работы практических организаций. Педагоги дополнительного образования Л.М. Скиба и О.А. Приходько поделились опытом организация летней смены для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и создания школы волонтера для обучающихся с особыми образовательными потребностями. О.А. Александрова рассказала об успехах и трудностях развития инклюзивного образования в учреждении дополнительного образования ГБОУ ДО Дворец творчества детей и молодежи «Преображенский» города Москвы. Развитие межполушарных связей на занятиях по рисованию песком с детьми дошкольного возраста осветила, представив интересные видеофрагменты занятий, И.Н. Крашкина. Хочется отметить и два увлекательных видео-мастер-класса, разработанные А.Э Тургунхуджаевой, студенткой 3 курса кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства МПГУ под руководством А.В. Сизовой, профессора кафедры.

Секция 3. Цифровая образовательная среда и техническая деятельность в дополнительном образовании.

Руководитель секции: Борисов Владимир Юрьевич, старший преподаватель кафедры исследовательской и творческой деятельности в начальной школе Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», директор Музея МПГУ.

В работе секции были представлены 7 докладов, включая один видеодоклад. Особое внимание на секции было уделено вопросам дидактического потенциала интерактивных технологий и геймификации в системе дополнительного образования при изучении традиционных народных промыслов. Участниками секции отмечено высокое качество визуального оформления презентации доклада и озвучена актуальность темы сохранения и развития народных промыслов. Геоинформационные технологии и беспилотные системы в дополнительном образовании детей тематически прозвучали в групповом докладе участников секции. Дискуссионный интерес вызвала тема применения БПЛА в образовательной сфере. Тематика приобщения дошкольников к традиционным культурным ценностям посредством лего-конструирования продолжает важную идею конструкторской деятельности детей как основы технической грамотности и развития специального мышления. Авторская разработка интерактивного дидактического наглядного пособия по обучению основам ботаники и окружающего мира с интригующим названием «Оматакалингар» стала предметом обсуждения и получила высокую оценку от участников секции за глубину разработки темы.  Вопросы применения современных технических средств обучения в дополнительном образовании и роли виртуального мира в целом и виртуальных экскурсий в частности были показаны в ряде докладов, отразивших результаты решения различных педагогических задач в цифровой среде дополнительного образования.

 

Секция 4. Подготовка кадров для системы дополнительного образования

Руководитель секции: Бирюкова Елена Александровна, кандидат филологических наук, доцент, начальник Отдела качества образования Учебно-методического управления МПГУ.

Накануне проведения конференции 14-15 мая 2024 г. в МПГУ прошел II Всероссийский образовательный форум «Государственная ценностная политика в системе образования». Организаторами форума выступили Министерство просвещения Российской Федерации, МПГУ, Всероссийский научно-методический центр «Философия образования» и Ассоциация развития педагогического образования. Спикеры форума обозначила ряд проблемных вопросов, требующих обсуждения и принятия коллективных решений. На секции продолжили обсуждение актуальной повестки дня. Т.Н. Исаева рассказала об использовании методов лечебной педагогики в развитии творческих способностей учителя. Видеодоклад на тему «Мастерство наставника – это успешный профессиональный путь для молодого педагога», авторами которого выступили коллеги МБОУ дополнительного образования «Дом детского творчества» поселка Краснозерское Т.А. Слюсарева, А.В. Подчасова и И.В. Шестухина. Наставничество является ключевым компонентом процесса профессионального становления молодого педагога, помогая ему осознать свою роль и ответственность, а также приобрести необходимые навыки для успешной работы.

Секция 5. Художественная деятельность в дополнительном образовании

Руководители секции: Першина Жанна Александровна, кандидат педантических наук, доцент кафедры исследовательской и творческой деятельности в начальной школе ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет».

На секции были затронуты вопросы обновления дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности с учётом развития науки, техники и потребностей семьи (П.Р. Лихачева). Часть докладов была посвящена всегда актуальной, но сложной для реализации теме развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности, докладчики раскрывали она с помощью квиллинга (О.В. Барнацкая), на примере воскресной школы (И.В. Ефремова), при помощи дизайна (А.А. Полесова). Интересными были доклады на стыке психологии, создания безопасной образовательной среда и художественного творчества (К.С. Плеханова и Д.Д. Попова). Важной темой в рамках конференции следует отметить опыт решения задач духовно-нравственного воспитания детей (И.Л. Голованова, Е.Д. Лосева, А.С. Быкова).

Секция 6. Театральное искусство во внеурочной деятельности и в дополнительном образовании

Руководитель секции:  Черкасова Екатерина Сергеевна, старший преподаватель кафедры исследовательской и творческой деятельности в начальной школе ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет».

В работе секции хочется отметить опыт использования театральных технологий в изучении английского языка М.А. Котрова и Проектом дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Кукольный театр в начальной школе» С.Е. Фимиогли.

Секция 7. Естественнонаучная деятельность в дополнительном образовании

Руководитель секции: Самкова Виктория Анатольевна, доцент кафедры исследовательской и творческой деятельности в начальной школе МПГУ.

Секция естественнонаучной направленности из года в год не теряет своей актуальности в тематике конференции, новизны в содержании докладов и высокой степени заинтересованности в ней не только докладчиков, но и широкого круга общественности.

Приведем выдержки из емкого и насыщенного отзыва о работе секции. Н.А. Калиничев, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России, подробно и информативно отозвался о работе секции: «Коллеги заинтересованно обсудили широкую палитру применяемых форм, средств и методов естественнонаучного обучения учащихся: различные диагностические методики, методика недописанного рассказа, тестирование, создание экологических троп, исследовательских подходов и методов и многие другие (О.А. Зубкова, Л.А. Громова, А.О. Рябухин, Л.Е. Куприна, Т.В. Рыбалова). В одном из проектов по самостоятельной работе школьников с дополнительными источниками информации был представлен опыт формирования общеучебного исследовательского навыка на биологическом содержании, отразив пример содружества науки и практики высшей, общеобразовательной школы и дополнительного образования (В.А. Самкова, Д.Д. Назаренко). На дискуссионной площадке при обсуждении по итогам работы секции был показан положительный опыт Брянского областного губернаторского Дворца детского и юношеского творчества имени Ю.А. Гагарина по разработке и реализации на его платформе программ на стыке общего и дополнительного образования путем создания курсов в заочном дистанционном формате (Н.А. Калиничев)».

Секция 8. Туристско-краеведческая деятельность в дополнительном образовании

Руководитель секции: Самойлова Надежда Борисовна, директор Центра развития открытого образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» и Федорова Мария Сергеевна, начальник отдела анализа организации туризма на ООПТ ФГБУ «Росзаповедцентр» Минприроды России, кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания, Частное образовательное учреждение высшего образования «Московский университет имени С.Ю. Витте», город Москва.

Секция состояла не только из докладов, но и активной дискуссии по вопросам, затронутым в выступлениях участников. Все выступления имели практическую направленность.  Н.А. Пермикина, методист ГАНОУ «Республиканский ресурсный центр “Юные якутяне”» представила опыт и методику работы по составление родословной, что способствует сохранению исторической памяти, многих фактов из жизни не только семьи, но улуса, села, города и отдельного народа в целом. О.П. Колодич,  педагог Президентского лицея «Сириус» в своем выступлении сделала акцент на практической составляющей проектной работы со студентами и школьниками в походах и экспедициях, о профориентационном значении данной работы для обучающихся. Продолжением доклада Ольги Петровны стало выступление А.А. Фадеева, в котором была представлена технология проектирования и создания пешеходной экологической тропы обучающимися старших классов в том числе в рамках внеурочной деятельности. Е.В. Перескокова, говоря о сложностях в адаптации программ туристско-краеведческой направленности для детей с разными нозологиями, особое внимание уделила вопросу вовлечения детей и молодежи в туристическую деятельность и представила портал «Туристический паспорт школьника», который может стать одним из инструментов в данной работе. В.И. Сметанин, руководитель Молодежного клуба Русского географического общества на базе МПГУ, представил проекты, которые также способствуют формированию интереса у детей и молодежи к путешествиям по родном краю и России в целом, изучению географии и смежных наук. Все выступления безусловно имеют большое практическое значение в становлении личности детей, их воспитании и развитии.

Секция 9. Воспитание ценностных оснований личности в условиях дополнительного образования

Руководитель секции: Яковлев Сергей Викторович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики начального образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет».

Секцию открыло записанное выступление Байбородовой Людмилы Васильевны, профессора, доктора педагогических наук, ФГБОУ «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» на тему «Формирование традиционных российских духовно-нравственных ценностей у детей в условиях дополнительного образования». Вниманию слушателей были представлены доклады касающиеся развивающего и воспитательного потенциала образовательного пространства дополнительного образования детей за счет трансформационных игр, интерактивные технологии, художественной литературы (С.В. Максимова, Ю.Ф. Никифорова, Ж.Р. Ганаева, М.И. Разроева). Формирование ценностных оснований личности на примере этических принципов в рекламе и бизнесе и опыта программ дополнительного образования подчеркнули в своих докладах Е.А. Шляпкина, М.М. Белова, Н.Е. Полтавская. Формирование традиционных российских ценностей средствами различных видов искусств в их историческом развитии, в том числе музыки, резьбы по дереву рассмотрели Е.А. Шахова, З.П. Нефедова, М.Ю. Ракитин. Ценным стал доклад о патриотическом воспитании подростков в условиях госпитальной школы (Л.М. Стефанова). Интерес у слушателей был к докладам, посвященным воспитанию в процессе морских программ Артека (С.И. Палкин) и во взаимодействии семьи и школы родителями (Т.А. Игнац).

Выражаем благодарность организаторам, докладчикам и участникам конференции за подготовку и организацию работы секций, за своевременность предоставления материалов и интересные, насыщенные доклады, а также за внимание и интерес к докладчикам. Особую благодарность выражаем лаборанту кафедры исследовательской и творческой деятельности в начальной школе Ильченко Алёне Александровне за помощь в организации конференции, в осуществлении проведения и трансляции пленарного заседания, в руководстве волонтерским корпусом конференции.

Искренне благодарим за проведение конференции руководителей секций, их терпение, искренний интерес к докладам и докладчикам, большой вклад в распространении информации о конференции.

Выражаем благодарность в общей подготовке и организации Конференции, а также  в организации дистанционного подключения и в ежегодном обновлении и усовершенствовании дизайна конференции старшего преподавателя кафедры исследовательской и творческой деятельности в начальной школе, директора музея МПГУ, Борисова Владимира Юрьевича.

Оргкомитет Конференции особо благодарит автора идеи и инициатора ежегодной Конференции, заместителя директора по дополнительному образованию Института детства, заведующего кафедрой исследовательской и творческой деятельности в начальной школе, кандидата педагогических наук, доцента  Галямову Эльмиру Махмудовну. Без ее неиссякаемой энергии, творческого подхода в работе, внимания и человеческого отношения ко всем членам Оргкомитета было бы сложно представить существование этого многолетнего проекта-события.

Благодарим студентов факультета начального образования МПГУ за организацию технической и консультативной помощи при проведении секций. Активно проявили себя студенты факультета начального образования Института детства МПГУ:  Блонова Яна Александровна, Боковая Галина Андреевна, Дорофеева Полина Евгеньевна, Егорова Елизавета Андреевна, Иванец Виктория Александровна, Карпова Арина Станиславовна, Картавых Андрей Алексеевич, Кирилина Полина Сергеевна, Корчагина Елизавета Максимовна, Кришнева Влада Дмитриевна, Куропская Елизавета Сергеевна, Кустарова Полина Романовна, Лега Марина Витальевна, Мелехова Марья Александровна, Митяева Валентина Александровна, Назарова Татьяна Витальевна, Новикова Алёна Алексеевна, Патутина Елизавета Дмитриевна, Пестова Александра Сергеевна, Петрова Марина Николаевна, Пидник Елизавета Павловна, Полукеева Екатерина Артёмовна, Продан Полина Игоревна, Пылева Ирина Сергеевна, Ребенкова Марина Дмитриевна, Рыжова Анастасия Евгеньевна, Смирнова Анастасия Максимовна, Титаева Дарья Александровна, Шишлакова Полина Викторовна.

Желаем участникам творческих успехов и ждём всех в следующем 2025 г. на ежегодной конференции «Дополнительное образование детей»!

Программа конференции

Оргкомитет Конференции

21 / 05 / 2024

Показать обсуждение