15 мая 2025 г. в дистанционном формате состоялась V Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция с международным участием «Дополнительное образование детей: преемственность поколений», посвященная Году защитника Отечества в России.
Генеральным партнером конференции выступила МАУ ДО Одинцовская детская школа искусств «Классика». Информационным партнером конференции является Издательский дом «Народное образование».
Конференция объединила педагогов, преподавателей студентов, учёных, методистов и руководителей образовательных организаций из России, Белоруссии, Китая, Нигерии, Вьетнама, Узбекистана и Новых территорий России (Луганской и Донецкой народных республик, Запорожской области) – всего свыше 800 участников. Онлайн-трансляцию пленарного заседания посмотрели свыше 1100 человек. Свои доклады и сообщения на конференции представили 141 человек, всего было сделано 108 докладов. Участие в конференции приняли представители из всех Федеральных округов и 61 региона Российской Федерации. Единовременно смотрели конференцию свыше 500 человек в режиме онлайн.
Ссылки на видеозаписи работы секций размещены в соответствующем разделе Программы конференции.
Пленарное заседание началось с приветственных слов директора Института детства МПГУ Анна Алексеевна Алмазова. Она отметила важную роль и ценность данного мероприятия для обмена опытом в дополнительном образовании детей и пригласила к сотрудничеству.
Работу пленарного заседания открыл доклад проректора по дополнительному образованию МПГУ «Дополнительное образование детей в МПГУ. Миссия педагогического вуза» Дарьи Александровны Кудрявцевой.
Продолжила заседание Ангелина Викторовна Золотарева, член-корреспондент РАО, профессор ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», Заслуженный учитель РФ с докладом «Особенности, возможности и проблемы подготовки и профессионального развития кадров для сферы дополнительного образования детей в РФ». Опыт исторического просвещения студентов в условиях дополнительного образования отразила Нуттунен Елена Александровна, доцент ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». О важности и актуальности начальной военной подготовки детей и молодежи рассказал Александр Викторович Кравченко, доцент ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
В своих докладах подвели итоги четырех лет конференции доцент Сергей Викторович Яковлев и заместитель директора Института детства по дополнительному образованию Эльмира Махмудовна Галямова ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Содержание докладов пленарной части конференции определили тематику работы 12 секций.
Секция 1. Наставник и воспитанник: педагогическое взаимодействие систем ценностей в условиях дополнительного образования. Руководитель секции Сергей Викторович Яковлев, кандидат педагогических наук, доцент МПГУ. В рамках секции обсуждались ключевые аспекты формирования нравственных ценностей у детей и подростков. Эксперты из различных регионов России поделились своими исследованиями и опытом в области дополнительного образования Были рассмотрены возможности дополнительного образования в формировании нравственных ценностей современного ребенка. Также подчеркивалась важность личностных качеств педагога как ресурса воспитательного потенциала. Представлены методы формирования нравственных ценностей у подростков с ограниченными возможностями здоровья на основе исторического наследия. Рассказано о формировании духовно-нравственных ценностей через патриотическое воспитание на занятиях английским языком. Поделились опытом работы детской общественной организации с социально активными подростками.
Секция 2. Психолого-педагогические основы духовного воспитания и личностного развития детей и молодежи. Руководитель секции: Наталья Владимировна Давыдова, Почетный работник общего образования РФ, историк, педагог, эксперт по обучению и развитию взрослых, наставник образовательных и просветительских программ и проектов, спикер конференций, форумов, фестивалей, автор проекта «Морегоряморе», основатель «Школа непраздного досуга» рамках секции обсуждались ключевые аспекты формирования духовно-нравственных качеств личности и развития мягких навыков у детей и подростков. Эксперты из различных регионов России поделились своими исследованиями и опытом в области образования и культуры. Были рассмотрены такие темы, как проектная деятельность и формирование традиционных ценностей, взаимодействие музея и школы, эстетическое воспитание, формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста, развитие мягких навыков и сохранение наследия через народный танец. Также обсуждались философские и культурные аспекты, а также опыт работы клуба молодых педагогов.
Секция 3. Инновационные рефлексивные и герменевтические практики воспитания и духовного развития личности. Руководитель секции: Наталья Борисовна Ковалева, доцент МПГУ, руководитель Межрегионального герменевтического клуба, Ассоциации МОДИ «Мастерская психолого-педагогического сценирования» Заслуженный деятель науки и образования РАЕ. По воодушевленным отзывам педагогов, психологов, герменевтов, воспитателей, студентов, аспирантов из Москвы, Иркутска, Пскова, Новосиюирска, секция прошла атмосферно и продуктивно. За счет того, что в секции выступали и участвовали в обсуждениях представители Межрегионального герменевтического клуба МПГУ, Ассоциации МОДИ «Мастерская психолого-педагогического сценирования», актива вожатых епархиального лагеря «Роднички» и других событийных общностей, в которых работа строится на основе рефлексивно-позиционного подхода и герменевтических технологий удалось развернуть живое обсуждение каждого доклада, пополнить свои копилки интересными находками и сделать собственные открытия. Важную роль в создании теплой со-творческой атмосферы сыграли разминочные арт-упражнения, которые провели студенты 4 курса бакалавриата кафедры психологической антропологии. Использование метафорических карточек Диксит по методике Н.Б. Ковалевой как опорных образов для рефлексивного отношения к каждому докладу, внимательное модерирование процесса и качественная оперативная помощь студентов-волонтеров. Практически во всех выступлениях были представлены передовые психолого-педагогические методики и яркие формы работы с детьми и молодежью в дополнительных программах всех ступеней образования. Особое внимание привлек доклад иерея Сергея Новикова, посвященный проблеме патриотического воспитания, в котором он поделился успешным опытом работы с подростками на основе мультфильма-притчи «Сильные духом крепче стены».
Секция 4. Историческое просвещение в системе дополнительного образования детей: преемственность и новаторство. Руководитель Марина Леонидовна Несмелова, доцент МПГУ. В рамках секции обсуждались ключевые аспекты исторического просвещения и патриотического воспитания в системе дополнительного образования. Эксперты из различных регионов России поделились своими исследованиями и опытом в области образования и культуры. Были рассмотрены такие темы, как историческое просвещение как актуальное содержание дополнительного образования детей, историческая память и патриотизм через искусство, а также опыт применения игрового моделирования для дипломатического решения конфликтов. Обсуждались возможности реализации кружка исторических игр в современном дополнительном образовании и роль православных юношеских клубов в воспитании подрастающего поколения. Представлены уроки личной ответственности и их значение для воспитания гражданской позиции молодежи.
Секция 5 «Основы военной подготовки детей и молодежи: состояние и перспективы и техническая деятельность в дополнительном образовании». Руководитель Людмила Юрьевна Скрипник, доцент МПГУ. Основная тематика выступлений – введение научно-технической составляющей в дополнительное образование, ознакомление школьников с технологиями беспилотной техники, дистанционного управления, работы с реальными инструментами и материалами. Традиционная для патриотической составляющей в дополнительном образовании категория практического опыта показана в виде взаимосвязи углубленных знаний воспитанника в биологии, географии, смежных областях и понимания оборонного значения данной деятельности. Все участники единодушно отметили важность патриотической составляющей абсолютно во всех направленностях ДОП и форматах работы. Также в итоговом докладе Л. Ю. Скрипник прозвучала уверенность, что любая профессиональная ориентация и развитие способностей детей и подростков в рамках ДОП всегда имеет военно-патриотический вектор, но при этом важно формировать прочную нравственно-ценностную базу, воспитать стремление защищать свою Родину.
Секция 6. Включение в систему дополнительного образования детей с различными образовательными потребностями
Руководитель секции: Татьяна Сергеевна Никандрова, доцент МПГУ. На заседании секции были заслушаны 16 докладов. Еще 3 доклада представлены в формате видеозаписи. Доклады затрагивали вопросы развития социально-значимых свойств и образований личности обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, нарушением интеллекта, задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра, нарушениями слуха средствами танцевальной, художественной, игровой, проектной видами деятельности, средствами музейной педагогики в условиях дополнительного образования. Вектор выступлениям задала руководитель секции Никандрова Т.С., которая напомнила о многолетней традиции проведения подобного мероприятия, отметила ценность конференции и пожелала всем успехов и продуктивных встреч в дальнейшем. Татьяна Сергеевна обратила внимание участников на то, что в Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года одним из принципов государственной политики является инклюзивность, обеспечивающая возможность для детей с ОВЗ и детей-инвалидов обучаться по дополнительным общеобразовательным программам по любой направленности, в том числе совместно с другими обучающимися. Во всех докладах секции этот принцип прослеживался. Заседание секции прошло в конструктивной и дружественной обстановке. Слушатели задавали вопросы, вступали в дискуссии с докладчиками, делились собственным опытом, приводили актуальные примеры. Присутствующие отметили высочайший уровень докладов, интересные вопросы и новые векторы, заданные ораторами.
Секция 7. Подготовка кадров для системы дополнительного образования. Руководитель секции: Елена Александровна Бирюкова, доцент МПГУ. Сфера дополнительного образования детей активно развивается в России. На заседании секции обсуждались различные аспекты работы в этой области, включая цифровую трансформацию, подготовку кадров в области физической культуры и спорта, а также обучение вожатых. Участие аспирантов из Китая в работе секции свидетельствует об их интересе к актуальным темам. Были рассмотрены вопросы цифровой трансформации подготовки педагогов дополнительного образования в социально-гуманитарной сфере. Формирование цифровых компетенций позволяет получать качественное образование, востребованное в современной экономике. Представлены интерактивные ресурсы для подготовки кадров. Также обсуждалась подготовка тренеров и судей в новых видах спорта. Судья должен обеспечивать справедливость и объективность в соревнованиях, хорошо разбираться в правилах и уметь проводить турниры. Подготовка вожатых направлена на развитие творческих и лидерских качеств. Их роль в мотивации и организации детей особенно актуальна. Рассказано об особенностях подготовки вожатых в детских лагерях.
Секция 8. Цифровая образовательная среда в дополнительном образовании. Руководитель секции: Владимир Юрьевич Борисов, старший преподаватель кафедры исследовательской и творческой деятельности в начальной школе Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», директор Музея МПГУ. Количество докладов секции в этот раз в два раза превысило количество докладов прошлого 2024 года, что может свидетельствовать о возросшем интересе к цифровой образовательной среде в дополнительном образовании. Особое внимание на секции было уделено вопросам дидактического потенциала цифровых ресурсов и технологий. Докладчиками были рассмотрены возможности развития когнитивной сферы обучающихся: мышления, освоения иностранных языков, коммуникации и диалога. Цифровая живопись и изобразительное искусство в целом являются традиционными темами секции. Вопросы применения современных технических средств обучения в дополнительном образовании и роли виртуального мира в целом и виртуальных экскурсий в частности были показаны в ряде докладов, отразивших результаты решения различных педагогических задач в цифровой среде дополнительного образования.
Секция 9. Изобразительное искусство и народные промыслы. Руководитель секции: Дарина Николаевна Шевченко, педагог в системе дополнительного образования, Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Одинцовская детская школа искусств «Классика», город Одинцово. В рамках системы дополнительного образования прошли различные мероприятия, направленные на сохранение и развитие традиций в изобразительном искусстве. Студентка из Ташкента представила исследование, посвященное преемственности традиций в изобразительном искусстве. Педагоги из Одинцово и Москвы поделились опытом использования мезенской росписи и гель-лаков в предпрофессиональном образовании и отделке резных изделий. Методист из станицы Выселки рассказала о формировании культурно-исторической идентичности обучающихся через освоение традиционного ручного ткачества Кубани. Педагог из Кирова представила разработку дизайн-проектов с применением знаний о народных промыслах Кировской области. Были рассмотрены темы, связанные с творчеством советских художников, рисованием на песке, нравственно-патриотическим воспитанием дошкольников и перспективами обучения искусству оригами на уроках технологии.
Секция 10. Театр и музыка в дополнительном образовании. Руководители секции: Жанна Александровна Першина и Екатерина Сергеевна Черкасова доцент и старший преподаватель МПГУ. На секции было продемонстрировано организация обучения вокалу детей с ОВЗ и инвалидностью с применением дистанционных технологий. Докладчики ярко рассказали о взаимодействии процесса воспитания молодежи с учетом сохранения и возрождения народных традиций в вокальном искусстве. Было показано, как тщательно подбирается репертуар для исполнителей и зрителей. Поделились опытом работы школьного театра, где смелые решения режиссеров и детей-актеров представили новое видение произведения А.С. Пушкина и подняли извечные проблемы бытия. Рассказали о важности обучения и воспитания подрастающего поколения через музейную среду и о необходимости сохранять и передавать историю. Продемонстрирован процесс проведения эксперимента и его итоги по теме исследования, затрагивая особенности эстетического воспитания младших школьников с РАС.
Секция 11. Естественнонаучная деятельность в дополнительном образовании Руководитель секции: Виктория Анатольевна Самкова, доцент МПГУ. В пятый раз секция собрала педагогов дополнительного образования, учителей, преподавателей вузов, молодых ученых и студентов, заинтересованных в воспитании подрастающего поколения с бережным отношением к природному и социоприродному окружению. В этом году расширились аспекты естественнонаучной деятельности и её интеграция с другими направлениями в системе дополнительного образования. Участники секции представили доклады о конкурсе «Я – исследователь» как пространстве поддержки детской инициативности, использовании дидактического потенциала математического кружка для развития логических действий, применении STEM-технологий, а также формировании умений использования интернет-ресурсов и мультимедийных продуктов. Экологическому воспитанию были посвящены выступления о ретроспективе становления эколого-патриотического воспитания в рамках юннатского движения, развенчании биологических мифов и авторской разработке тренажера распознавания природных объектов. В работе секции приняли участие и будущие педагоги, которые рассказали о воспитании экологического сознания на занятиях рисованием в стиле анимализма и представили проект «Зелёное сердце».
Секция 12. Туристско-краеведческая деятельность в дополнительном образовании. Руководитель секции: Надежда Борисовна Самойлова, директор Центра развития открытого образования МПГУ. Секция включала не только доклады, но и активные дискуссии по ключевым вопросам. Участники обсудили образовательные путешествия в дополнительном образовании и внеурочной деятельности, поделились опытом организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Были рассмотрены туризм и краеведение как важные направления в работе молодежных клубов, а также использование потенциала городского пространства в формировании патриотического мировоззрения у подростков.
Благодарим студентов факультета начального образования Института детства МПГУ за организацию технической и консультативной помощи при проведении секций. Активно проявили себя студенты факультета начального образования Института детства МПГУ: А.М. Азизова, С.А. Горбач, Е.Е. Долгушина, П.Е. Дорофеева, П.А. Емельянова, А.А. Жидкова, А.А. Ильченко, М.А. Исаева, П.С. Кирилина, Е.М. Корчагина, В.Д. Кришнева, Н.В. Купчик, Д.В. Лапшина, К.М. Лукич, Д.В. Маслобойникова, К.С. Мельникова, Л.О. Оганесян, К.С. Пескишева, В.С. Полякова, П.И. Продан, А.И. Симонова, К.М. Скалина, А.С. Токарева, А.Н. Сельвесюк, Н.А. Щербакова.
Особую благодарность выражаем лаборанту кафедры исследовательской и творческой деятельности в начальной школе Алёне Александровне Ильченко за большую помощь в организации конференции, в осуществлении проведения и трансляции пленарного заседания, в руководстве волонтерским корпусом конференции.
Искренне благодарим за проведение конференции руководителей секций, их искренний интерес к докладам и докладчикам, большой вклад в распространение информации о конференции позволили эффективно провести конференцию.
Выражаем благодарность в общей подготовке и организации конференции, а также в организации дистанционного подключения и в ежегодном обновлении и усовершенствовании дизайна конференции старшего преподавателя кафедры исследовательской и творческой деятельности в начальной школе, директора Музея МПГУ Владимира Юрьевича Борисова.
Слова глубокой благодарности партнерам конференции: директору МАУДО Одинцовская ДШИ «Классика» Т.А. Ферафонтовой и Издательскому дому «Народное образование».
Юбилейная конференция показала возросший интерес к вопросам дополнительного образования детей. Автором и постоянным руководителем конференции с 2020 года является доцент, заместитель директора Института детства по дополнительному образованию Эльмира Махмудовна Галямова.
Желаем участникам творческих успехов и ждём всех в следующем 2026 году на ежегодной конференции «Дополнительное образование детей»!
Кафедра исследовательской и творческой деятельности в начальной школе факультета начального образования Института детства