Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Об институте

Положение об Институте социально-гуманитарного образования. Приказ 1347 от 27.10.2017
Небольшая историческая справка
Институт социально-гуманитарного образования создан в январе 2015 года в результате объединения кафедр факультета социологии, экономики и права и кафедры управления образовательными процессами. Факультет социологии, экономики и права был основан в 1991 году как социологический факультет. Базой факультета стали общеуниверситетские кафедры политологии и социологии; экономической теории и менеджмента; права; культурологи; философии; истории. Эти подразделения в своей основе были созданы за несколько десятилетий до возникновения факультета и долгое время функционировали в качестве общеинститутских (общеуниверситетских) кафедр. Первым отделением факультета стало отделение социологии. Новой кафедрой, возникшей в ответ на потребность подготовки социологов, стала кафедра теории и истории социологии, интегрировавшая опытных профессионалов и молодых ученых. Факультет с самого своего основания стал осуществлять подготовку бакалавров, когда повсеместно в высшем образовании страны преобладали специалитеты. В 1993 году были открыты еще два отделения факультета – менеджмента и юриспруденции. После этого социологический факультет был преобразован в факультет социологии, экономики и права. На стыке ХХ и ХХI веков было создано отделение политологии. В 2012 году на базе кафедры права были созданы кафедры гражданско-правовых дисциплин, теории и истории государства и права, уголовно-правовых дисциплин, судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности, уголовного процесса и криминалистики (последние две ликвидированы в июне 2016 г.). Кафедра управления образовательными системами ведет свою историю с апреля 1974 года, осуществляя подготовку кадрового резерва руководителей школ и других образовательных учреждений среднего образования.
На сегодняшний день в состав Института социально-гуманитарного образования входят девять кафедр: истории, философии, теоретической и специальной социологии им. М.А. Будановой, экономической теории и менеджмента, культурологии, права, теории и истории государства и права, управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой, государственного и муниципального управления. Преподавание и научное руководство на данных кафедрах осуществляют признанные специалисты, видные современные ученые, исследователи, эксперты, авторы фундаментальных работ в своей области и вузовских учебников, в частности, Вера Ивановна Баранова, Ирина Николаевна Грифцова, Сергей Юрьевич Иванов, Виктор Николаевич Князев, Юрий Сергеевич Коноплин, Александр Николаевич Лебедев, Михаил Олегович Лихачёв, Людмила Александровна Микешина, Марк Михайлович Мусарский, Елена Дмитриевна Платонова, Ирина Борисовна Пржиленская, Галина Валерьевна Талина, Людмила Геннадьевна Косулина.
Факультет регионоведения и этнокультурного образования образован в структуре ИСГО МПГУ в 2019 году в целях подготовки специалистов, владеющих знаниями, направленными на укрепление общероссийской гражданской идентичности, сохранение этнокультурного многообразия народов РФ, межэтнического и межрелигиозного согласия, социальную и культурную адаптацию и интеграцию международных мигрантов. В структуре факультета работают Центр историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений, Центр регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества и кафедра ЮНЕСКО “Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов” (зав. кафедрой – ректор МПГУ А.В. Лубков). 
В рамках Института широко развиваются научные исследования – как теоретические так и прикладные. Известны уже сложившиеся научные направления и школы такие как «Познание в контексте культуры» (руководитель – доктор философских наук, почетный профессор МПГУ Людмила Александровна Микешина, школа развивается с 1980 года), «Социально-ориентированное управление в организациях» (школа развивается с 1996 года). Ученые института ведут перспективные разработки в области социологии рекламы; формируют различные PR-стратегии и направления маркетинговой политики; изучают феномен учителя как социально-культурное явление, что является уникальным в отечественной науке опытом социологического анализа образовательного процесса и места учителя в нем и применяется при разработке стратегии реформ системы образования; исследуют актуальные проблемы защиты прав несовершеннолетних, судебной, правозащитной, оперативно-розыскной и правоохранительной деятельности, сравнительно новые отрасли ювенальной юстиции и образовательного права.
Наш Институт готовит учителей таких школьных предметов как «Обществознание», «Право», «История мировых религий и светской этики». Помимо этого Институтом осуществляется подготовка исследователей в сферах социологии, культурологии, менеджмента, юриспруденции, государственного и муниципального управления. Обучение осуществляется как на уровне бакалавриата, так и магистратуры и аспирантуры. Всего в Институте на данный момент обучается около полутора тысяч студентов как из России, так и из ближнего и дальнего зарубежья.
Наши студенты изучают широкий спектр социогуманитарных и естественнонаучных дисциплин, проходят практику в школе, работают консультантами в юридической клинике, ездят на стажировку за границу.  На базе кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой и организаций-партнеров созданы инновационные образовательные и стажерские площадки, в которых студенты-магистранты и аспиранты осуществляют научно-исследовательскую работу, педагогическую и организационно-управленческую практику.
Студенческая жизнь Института – это не только учебный процесс, но и активная научная работа студентов, участие во всероссийских фестивалях науки, университетских и общероссийских конкурсах на лучшую научно-исследовательскую работу, конференциях, мастер-классах, научно-практических школах. Многие научные работы студентов нашего Института отмечены дипломами Министерства образования и науки РФ. Ежегодно по решению Ученого совета факультета в свет выходят сборники научных трудов, где публикуются первые научные работы будущих социологов, менеджеров, юристов, политологов, культурологов, педагогов. Студенческая жизнь – это и театрализованные тематические постановки; КВН; праздники «посвящения в студенты», выпускные вечера и другие мероприятия.