Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Аннотация рабочей программы дисциплины «История русской философии» (кафедра философии, № 51)

  1. Цель освоения дисциплины

Формирование у студента представления о русской философии, её основных идеях и месте в российской и мировой культуре, дополняющего базовый курс философии.

  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «История русской философии» является дисциплиной по выбору вариативной части образовательной программы. 

  1. Требования к результатам освоения дисциплины

Изучение дисциплины «Проблема человека в современной философии» направлено на формирование и развитие общекультурных и профессиональных компетенций:

  • способности использовать основы философских и социокультурных знаний для формирования научного мировоззрения;
  • способности анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и  гражданской позиции;
  • способности к самоорганизации и самообразованию;
  • способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.

          В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать

  • основные течения и направления русской философии;
  • специфику русской философии, её место в мировой философии и русской культуре;
  • биографии и труды крупнейших русских философов, их идеи;
  • важнейшие, специфические для русской философии понятия (соборность, София, цельное знание, русская идея);
  • современные подходы и дискуссии о русской философии.

уметь

  • анализировать философские, научные и художественные тексты;
  • ориентироваться в важнейших дискуссионных проблемах отечественной философии, сопоставляя различные течения и мысли;
  • последовательно и аргументированно отстаивать свои взгляды по значимым вопросам.

владеть

  • навыками самообразования и ориентации в современной культурной ситуации;
  • навыками чтения и осмысления философских и художественных текстов;
  • навыками использования философских, исторических и культурных знаний для формирования собственной мировоззренческой позиции. 
  1. Общая трудоёмкость дисциплины:

В зависимости от учебного плана дисциплина может быть представлена в двух вариантах:

  • 2 зачётные единицы (72 часа)
  • 3 зачётные единицы  (108 часов)
  1. Семестр:  определяется учебным планом
  2. Основные разделы дисциплины:
  • Введение в русскую философию: её основные особенности, предыстория и место в российской культуре и мировой мысли;
  • Философские кружки и дискуссии 1820-х-1840-х годов («любомудры», кружок Станкевича, славянофилы, П.Я. Чаадаев);
  • Философия русского народничества (А.И. Герцен, М.А.Бакунин, Н.К. Михайловский);
  • Философские искания Ф.М. Достоевского и  Л.Н. Толстого;
  • Философия  русского космизма;
  • Философия В.С. Соловьёва и его последователей, Религиозно-философский Ренессанс в России начала ХХ века (персоналисты, братья Трубецкие и пр.);
  • Философия русского экзистенциализма (Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов);
  • Философия «нового религиозного сознания» (З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский, В.В. Розанов);
  •  Философия А.Ф. Лосева.
  1. Автор Рябов П.В., к.филос.н., доцент кафедры философии Института социально-гуманитарного образования МПГУ.

Контакты: filos@mpgu.edu

 тел.:  8-495-438-17-26