Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Аннотация рабочей программы дисциплины «История войн России ХХ века в человеческом измерении: проблемы военно-исторической антропологии и психологии»

Кафедра истории Института социально-гуманитарного образования МПГУ (Код кафедры – 50)

предлагает

Аннотация дисциплины

«История войн России ХХ века в человеческом измерении: проблемы военно-исторической антропологии и психологии»

Курс разработан на основе многолетних исследований доктора исторических наук, профессора, в.н.с. ИРИ РАН Сенявской Е.С. в области военной антропологии.

Военная антропология ‑ новая междисциплинарная отрасль науки, интегрирующая достижения, предметные области и исследовательский инструментарий военной психологии, социологии, педагогики, истории, культурологии, медицины и других дисциплин, изучающих человека в условиях военной деятельности. Применяемый ею комплексный подход позволяет выйти на новый уровень знаний о человеке в единстве его разнообразных проявлений, биопсихосоциальных параметров, областей и форм деятельности в экстремальных военных ситуациях, в условиях подготовки к ним и преодоления их последствий. Особенно интересна и перспективна такая ее область как военно-историческая антропология, обращающаяся к историческому опыту как основному и важнейшему источнику знаний о человеке на войне, накопленных обществом за тысячелетия своего развития. Другая важнейшая составная часть военной антропологии – военно-историческая психология, ибо “человек воюющий” – особое, не только социальное, но и психологическое явление.

Курс предназначен для студентов и магистрантов, обучающихся по следующим направлениям подготовки и специальности высшего профессионального образования: история; документоведение и архивоведение; антропология и этнология; психология; конфликтология; политология; культурология; социально-культурная деятельность; социология; организация работы с молодёжью; педагогическое образование; психолого-педагогическое образование; филология; и др.

Особенность курса состоит в том, что он раскрывает военную историю России ХХ века в совершенно новом ракурсе – в «человеческом измерении».

Объектом изучения являются человек и общество в экстремальных условиях вооруженных конфликтов, а также те аспекты жизни «гражданского», мирного общества, которые характеризуют его подготовку к подобного рода экстремальным историческим ситуациям и отражают их последствия (т.е. подготовка общества и человека к войне, «вхождение» в нее, ход военных действий и «выход из войны»). Центральным объектом изучения является армия, прежде всего в военное, но также и в мирное время, но не менее значимо изучение «человеческого измерения» всего общества, особенно в собственно военной ситуации.

Предметом курса является одна из ключевых и малоизученых проблем российской истории на ее переломных этапах – роль психологического фактора в мировых и локальных войнах ХХ века. В рамках курса будет показан «человек на войне» в различных его проявлениях, в первую очередь – в экстремальных условиях боевых действий, а также в процессе «выхода из войны» и преодоления ее последствий.

Цель курса – формирование у студентов и магистрантов целостного представления и понимания роли психологического фактора на переломных этапах новейшей истории России; осознание ими взаимосвязи идеологических и психологических механизмов, влияющих на формирование общественного сознания в экстремальных условиях военного времени».

Задачи курса:

– дать студентам и магистрантам представление о новой отрасли исторической науки – военно-исторической антропологии и психологии, ее предметной области, источниковой базе, исследовательских задачах и методах;

– рассмотреть различные стороны и аспекты проблемы «человек на войне» в контексте истории России ХХ века;

– проследить эволюцию психологических факторов войны на основе анализа опыта участия русской и советской армий в главных вооруженных конфликтах ХХ века;

– научить студентов и магистрантов анализировать социально-психологические явления и процессы военного времени на основе работы с традиционными и нетрадиционными видами источников (документами личного происхождения, материалами «устной истории», произведениями поэтического и песенного фольклора, художественной литературы, документального и игрового кинематографа, и др.);

– добиться освоения студентами и магистрантами метода психологической реконструкции и моделирования и воссоздания с его помощью социально-психологического портрета участников боевых действий в конкретный исторический период.

Результаты усвоения курса. После изучения теоретической и практической части курса студенты и магистранты должны:

знать о многовариантности подходов к описанию, оценке и анализу военной истории России; о военно-исторической антропологии и психологии как новой отрасли исторической науки; о междисциплинарных методиках военно-антропологического анализа исторических явлений и процессов;

уметь применять методологические подходы военно-исторической антропологии и психологии к анализу войн России в ХХ веке; анализировать источники разных видов применительно к задачам военно-антропологических исследований; использовать военно-антропологический понятийно-категориальный аппарат в научной дискуссии;

владеть навыками поиска источников для военно-антропологического анализа исторических явлений и процессов; приемами работы с профессиональной военно-антропологической литературой; методом психологической реконструкции и моделирования применительно к задачам военной антропологии.

Методика преподавания курса основана на использовании комплекса общенаучных и общеисторических методов, а также междисциплинарных подходов. Наряду с ключевым для данной проблематики историко-сравнительным методом, применяются историко-генетический, историко-типологический, историко-системный и др., а также весь арсенал собственно источниковедческих методов – для анализа разных видов и категорий источников. В качестве методов изучения дисциплины выступает анализ теоретической и конкретно-исторической литературы, разных видов и категорий источников; обсуждение тематических видеоматериалов, конкретных ситуаций; дискуссии; психологические реконструкции и моделирование.

Формы преподавания основаны на сочетании лекционных и семинарских занятий с широким привлечением аудиовизуальных иллюстративных материалов, а также самостоятельных занятий, включающих сбор студентами и магистрантами материалов «устной истории», подготовку ими докладов по предлагаемым темам, учебные экскурсии в музеи г.Москвы (Центральный музей Вооруженных Сил РФ, Центральный музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе, Музей современной истории России и др.). Особое значение придается самостоятельной работе студентов и магистрантов, состоящей в изучении исследовательской литературы и источников, прежде всего мемуарных произведений и военной прозы ХХ века, а также прослушивания аудиоматериалов, просмотра документальных и художественных фильмов с последующим их анализом и написанием рецензий.

Автор курса: к.ф.н., доцент кафедры истории к.ф.н. В.А.Литвиненко