Навигация по сайту

ОСТАЁМСЯ ДОМА

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ОНЛАЙН

Обучение в 1 семестре

Аннотация рабочей программы дисциплины «Отражение исторических реалий в произведениях классической литературы»

Кафедра истории Института социально-гуманитарного образования МПГУ

(Код кафедры – 50)

Предлагает:

Аннотация дисциплины

«Отражение исторических реалий в произведениях классической литературы»

 

Цель дисциплины – выявление подлинности литературного изображения путем анализа исторической действительности, отраженной в литературных произведениях, с одной стороны, изучение феномена исторической памяти, способов и форм преломления исторического контекста в восприятии современников и потомков – с другой.

Задачи дисциплины:

– систематизация ранее полученных знаний;

– сравнение литературных и исторических реалий;

– формирование у студентов способности творческого мышления, умения сопоставлять исторические и литературные события и факты;

По завершении курса студенты должны

Знать:

– исторические события, явления, процессы, получившие наибольшее отражение в произведения классической литературы;

– биографические данные, характеризующие исторические персоналии, ставшие героями литературных произведений;

– основные  исторические дискуссии, посвященные историческим процессам и проблемам, привлекавшим внимание не только профессиональных историков, но и литераторов;

– феномен исторической памяти как области междисциплинарных исследований, основные подходы к разработке проблемы исторической памяти;

– выдающихся отечественных писателей и поэтов  XIX вв., их литературные произведения, затрагивающие историческую проблематику.

Уметь:

– работать с разноплановыми историческими источниками;

– получать, обрабатывать и сохранять историческую информацию;

-соотносить исторический материал и литературный вымысел;

– уважительно и бережно относиться к историческому наследию, памятникам литературы;

– использовать полученные знания по дисциплине для обучения и воспитания в учебной аудитории;

Владеть:

– навыками анализа исторических источников, в том числе – литературных произведений

– приемами ведения дискуссии и полемики по исторической проблематике;

– способами использования исторической информации в целях обучения и воспитания

Разделы дисциплины

  1. Введение.
  2. Пушкин как историк.
  • Былинные, фольклорные и ранне-исторические мотивы в  творчестве Пушкина
  • «Борис Годунов»
  • «История Пугачевского бунта» и «Капитанская дочка»
  • «История Петра»,  «Полтава» и «Медный всадник»
  1. Исторические произведения М.Ю. Лермонтова
  2. Декабристские мотивы Н.А. Некрасова.
  3. А.К. Толстой как историк.
  • трилогия о событиях конца XVI века
  • «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»
  1. «Война и мир» Л.Н. Толстого: образы исторических личностей.
  2. Историческое предвидение Ф.М. Достоевского: «Бесы».
  3. Отечественная война 1812 г. и русская литература.

Автор: к.и.н., доц. Филина Е.И.