Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Аннотация рабочей программы дисциплины “Теория аргументации” (кафедра философии, №51)

  1. Цель освоения дисциплины:

Преподавание дисциплины «Теория аргументации» должно удовлетворять следующим основным целям:

  • Развивать логическую культуру студентов; способствовать выработке навыка абстрактного категориального мышления; совершенствовать логическую память.
  • Знакомить с логическими и методологическими принципами познания и передачи знаний, со способами преодоления трудностей логико-методологического характера.
  • Обучать правилам аргументации и полемики, навыкам рационального убеждения в научной дискуссии, споре и при обмене мнениями; совершенствовать способность учащихся к логическому анализу рассуждений и доказательств.
  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы:

Дисциплина «Теория аргументации» принадлежит к выборной части образовательной программы высшего образования. Она содержательно и логически связана с базовой дисциплиной учебного плана «Философия» и дисциплиной по выбору вариативной части «Логика».

  1. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины «Теория аргументации» направлен на формирование и развитие общекультурных и профессиональных компетенций:

  • способность осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации
  • способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия
  • способность к самоорганизации и самообразованию
  • готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • предмет, метод, основные цели, задачи формальной логики и ее возможности в качестве основы эффективного аргументативного процесса;
  • правила построения прямого и косвенного доказательства и опровержения;
  • правила корректной и эффективной аргументации; способы и уловки применяемые при осуществлении некорректной аргументации;

уметь:

  • проводить логический анализ суждений, умозаключений, доказательств, опровержений и определять их правильность, надежность, достоверность;
  • выявлять логическую структуру текста и анализировать тексты на предмет представленной в них аргументации;
  • выявлять логические ошибки, софизмы и паралогизмы, допущенные в процессе аргументации;
  • логически правильно, корректно осуществлять аргументативный процесс в сфере своей профессиональной деятельности;

владеть:

  • навыками логичного рассуждения;
  • логическими приемами для обработки информации;
  • навыками определения логической структуры текста и эффективного анализа текстов на предмет представленной в них аргументации;
  • способностью выявлять логические ошибки,
  • логически правильным осуществлением аргументативного процесса в сфере своей профессиональной деятельности.
  1. Общая трудоемкость дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет 3 ЗЕТ (108 академических часов).

  1. Семестр: определяется учебным планом 
  1. Основные разделы дисциплины:
  • Понятие об аргументации. Демонстрация: логическая форма.
  • Виды высказываний. Исчисление истинности высказываний.
  • Структура доказательства. Виды доказательств.
  • Правила доказательств и опровержений.
  • Доказательство и убеждение.
  • Спор и его виды.
  • Корректные и некорректные приемы в спорах. Аналогия, иллюстрация, пример. 
  1. Автор: Флорова В. С., к. филос. н., доцент кафедры философии института социально-гуманитарного образования МПГУ

Контакты:vs.florova@mpgu.edu, filos@mpgu.edu

тел.: 8-495-438-17-26