- Цель дисциплины – формирование у студента системы базовых знаний и практических навыков об игре в шахматы и методике ее преподавания.
- Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина является курсом по выбору.
- Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций:
ОК-5 – способность последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами; ОК-6 – способность к самоорганизации и самообразованию; ОПК-2 – способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся; ППК-5 – готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса; ППК-6 – способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности; ППК-8 – способность выявлять культурные потребности различных социальных групп; ППК-9 – способность реализовывать культурно-просветительские программы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- Основные базовые принципы преподавания шахмат; шахматные термины, правила игры в шахматы;
уметь:
- Ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса; правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию; различать горизонталь, вертикаль и диагональ; рокировать; объявлять шах, мат; решать элементарные задачи на мат в один ход; преподавать эти умения;
владеть:
- Навыками игры в шахматы и методикой их преподавания.
- Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
- Семестр: 3, 4, 5, 6.
- Основные разделы дисциплины:
- Введение в методику преподавания шахмат. История шахмат.
- Доска. Фигуры. Рокировка.
- Цель шахматной партии.
- Игра всеми фигурами из начального положения. Дебюты.
- Техника матования одинокого короля.
- Основы миттельшпиля.
- Основы эндшпиля.
- Особенности преподавания шахмат в контексте психолого-педагогического модуля.
Автор: Гришина И.А., магистр психологии, ассистент кафедры психологической антропологии МПГУ, grishina.kp11@gmail.com