Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ПОСТУПЛЕНИЕ

Аннотация рабочей программы дисциплины “Профилактика нарушений зрения у детей”

44 03 03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль “дошкольная дефектология”

  1. Цель дисциплины: формирование способности к организации коррекционно-развивающей среды, её методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы на основе знаний причин и основных симптомов заболеваний зрения у детей, лечения данной патологии, к консультированию родителей и педагогов по проблемам профилактики нарушений зрения в процессе воспитания и обучения детей.
  2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина относится к дисциплине по выбору и входит в состав вариативной части ООП.
  3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций: ПК- 1,2,3,6,10.

В результате изучения дисциплины студент должен:

 Знать:

  • основы офтальмологической помощи детям;
  • систему специализированных дошкольных учреждений и школ-интернатов для детей с нарушением зрения;
  • задачи и функции специализированных детских садов и школ для детей с нарушением зрения;
  • показания и порядок направления детей в дошкольные учреждения и школы-интернаты для детей с нарушениями зрения;
  • основные анатомические структуры органов зрения у детей;
  • основные физиологические функции органов зрения у детей;
  • значимость состояния зрительного аппарата и соответственно зрительного восприятия и всей сигнальной системы в целом для развития ребенка;
  • возрастные особенности органов зрения у детей;
  • общие и специфические свойства органов зрения при их нормальном состоянии и при патологии;
  • основные причины нарушений зрения у детей;
  • основные лечебные и профилактические мероприятия при нарушениях зрения у детей;
  • основные задачи по использованию офтальмо – гигиенических рекомендаций в процессе воспитания и обучения детей;
  • основные задачи по медицинскому контролю над зрительной работой;
  • методологические подходы, принципы гигиены и охраны зрения дошкольников, познакомить студентов с условиями развития детей в условиях специальных (коррекционных) дошкольных учреждений компенсирующего вида.

Уметь:

  • определять диагностические и прогностические показатели развития детей с нарушениями зрения, в соответствии с возрастными особенностями;
  • анализировать данные исследования зрительных функций;
  • планировать и проводить занятия с использованием офтальмо-гигиенических рекомендаций у дошкольников;
  • подбирать индивидуальный дидактический материал, тифлотехнические средства коррекции с учетом офтальмо-гигиенических рекомендаций для проведения занятий;
  • использовать тифлотехнические средства индивидуального и коллективного пользования с учётом офтальмо-гигиенических рекомендаций;
  • использовать данные клинико – психолого – педагогического обс­ледования в общей характеристи­ки ребенка с целью создания целостной картины развития, опреде­ления основных проблем и компенсаторных возможностей, а также обоснования коррекционно-развивающих программ, обеспечивающих максимальное развитие потенциальных возможностей;
  • использовать рациональный выбор коррекционно-образовательных программ на основе индивидуально-дифференцированного подхода к детям с нарушением зрения.

Владеть:

  • приемами выполнения основных лечебных процедур, используемых в офтальмологии;
  • навыками по оказанию первой доврачебной помощи при патологии органов зрения;
  • применение методик психолого-педагогического обследования;
  • анализа материалов обследования с целью диагностики;
  • оценки результатов индивидуальной или групповой деятельности обучаемых;
  • владеть методами функционального взаимодействия специа­листов, участвующих в комплексном изучении детей со зрительными на­рушениями;
  • владеть навыками взаимодействия с родителями детей;
  • осуществлять психолого-педагогическое сопровождение процессы социализации и профессиональное самоопределение лиц с нарушением зрения. 
  1. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы(72 часа).
  2. Семестры: 7 семестр.
  3. Основные разделы дисциплины:

1 раздел: Основы организации гигиены, охраны зрения и офтальмологической  помощи детям.

2 раздел: Анатомо-физиологические особенности органа зрения у детей.

3 раздел: Офтальмо – гигиенические рекомендации в соответствии с состоянием органа зрения.

4 раздел:  Вопросы гигиены и охраны зрения у детей.

  1. Автор (ы): Кириллова Л.И., профессор кафедры дошкольной дефектологии.