44 03 03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль “дошкольная дефектология”
- Цель дисциплины: формирование у студентов представлений о том, что такое альтернативная коммуникация, каким категориям детей с ОВЗ нужна альтернативная коммуникация, какие системы альтернативной коммуникации используются в коррекционной работе с детьми с ОВЗ, как детей с ОВЗ учат пользоваться альтернативной коммуникацией.
- Место дисциплины в структуре ОПОП бакалавриата.
Дисциплина «Альтернативная коммуникация в коррекционной работе с детьми с ОВЗ» относится к вариативной части профессионального цикла ОПОП бакалавриата, модуль по выбору.
- Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций: ПК-1,2, 3,6,10
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: что такое «альтернативная коммуникация»; какие системы альтернативной коммуникации существуют; какие технические средства используются в системах альтернативной коммуникации; каковы требования к символам альтернативной коммуникации; как правильно выбрать эффективную систему коммуникации для ребенка с ОВЗ; основные принципы работы по внедрению системы альтернативной коммуникации.
Уметь: методически правильно осуществлять выбор системы альтернативной коммуникации, учитывая психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ; обучать детей с ОВЗ различным системам альтернативной коммуникации; консультировать родителей детей с ОВЗ по теме необходимости обучения ребенка с ОВЗ альтернативной коммуникации.
Владеть: навыками обучения альтернативной коммуникации детей с ОВЗ и их родителей.
- Общая трудоемкостьдисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 час.).
- Семестры:7 семестр
- Основные разделы дисциплины:
- основные понятия, роль и место альтернативной коммуникации в коррекционной работе с детьми с ОВЗ;
- обзор существующих систем альтернативной коммуникации;
- требования к символам систем альтернативной коммуникации;
- использование жестов как средства коммуникации;
- пиктограммы, их виды, варианты применения;
- обучение глобальному чтению в системе альтернативной коммуникации детей с ОВЗ;
- электронные средства коммуникации;
- сочетание различных систем и стратегий альтернативной коммуникации, составление коммуникативных карт;
- принципы работы по внедрению системы альтернативной коммуникации;
- индивидуальный подбор системы альтернативной коммуникации или сочетания элементов систем в коррекционной работе с различными категориями детей с ОВЗ;
- применение альтернативной коммуникации в ближайшем окружении ребенка.