44 03 03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль “дошкольная дефектология”
- Цель дисциплины: формирование художественной культуры, гуманистического подхода к детям с ОВЗ, готовности к адекватному использованию технологий арт-терапии в системе специального образования и инклюзивного образования.
- Место дисциплины в структуре ОПОП бакалавриата
«Арт-терапия как метод коррекции нарушений в развитии детей» как факультатив изучается во втором семестре четвертого курса параллельно с дисциплинами «Использование арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ», «Художественно-эстетическое развитие детей с ОВЗ», «Методика эстетического воспитания детей с ОВЗ» и «Преемственность в дошкольном и школьном образовании детей с ОВЗ». Компетенции, сформированные в ходе изучения дисциплины, ложатся в основу ВКР. Материалы дисциплины могут быть использованы при написании выпускных квалификационных работ, а также для формирования компетенций, необходимых для практической работы с детьми с ОВЗ в системе специального и инклюзивного образования.
- Требования к результатам освоения дисциплины: ПК-1, 2, 3, 10
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
– о развивающих арт-терпевтических методиках и возможностях их применения в работе с детьми с ОВЗ;
-особенности использования различных арт-терапевтических методик;
– психолого-педагогические основы развития игры у ребенка с ОВЗ, ее структурные компоненты;
– теоретические основы и методику планирования арт-терапевтической деятельности детей;
– содержание и способы организации и проведения арт-терапевтической деятельности;
– основные виды арт-терапевтических методик, направленных на коррекцию и развитие высших психических функций и качеств личности детей с особыми образовательными потребностями;
– содержание и формы, специфику коррекционного воздействия через арт-терапевтическую деятельность детей с различными нарушениями.
уметь:
– осуществлять анализ эффективности технологий арт-терапии в специальном и инклюзивном образовании детей с ОВЗ.
консультировать родителей о создании арт-терапевтической среды для полноценного развития ребенка с ОВЗ;
– развитие ориентировки в различных видах художественной деятельности, доступной детям с ОВЗ
обучать родителей доступным коррекционным приемам арт–терапевтической деятельности;
владеть:
– навыками организации специальной охранительной среды в условиях семейного воспитания ребенка с учетом структуры его дефекта и психологических особенностей; межличностных отношений;
– навыками разработки рекомендаций по организации развивающих занятий с использованием арт-терапевтических средств.
- Общая трудоемкость 1 зачетная единица (14 часов).
- Семестры:8 семестр
- Основные разделы дисциплины:
- Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ.
- Теоретические основы арт-терапии.
- Взгляды отечественных и зарубежных ученых на использование искусства как средства развития и коррекционного воспитания детей с ОВЗ.
- Роль педагога в развитии творческих способностей детей с ОВЗ.
- Арт-терапия в специальном и инклюзивном образовании.