44 03 03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль “дошкольная дефектология”
- Цель дисциплины: формирование у студентов представлений о том, что такое аугментативная и альтернативная коммуникация (ААС), каким детям с ОВЗ нужна ААС, какие системы ААС используются в коррекционной работе с детьми с ОВЗ, как детей с ОВЗ учат пользоваться альтернативной коммуникацией.
- Место дисциплины в структуре ОПОП бакалавриата.
Дисциплина «Аугментативная и альтернативная коммуникация в коррекционной работе с детьми с ОВЗ» относится к вариативной части профессионального цикла ОПОП бакалавриата, модуль по выбору.
- Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций: ПК-1,2, 3,6,10
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: каким детям с ОВЗ нужна ААС, что такое «альтернативная» и «аугментативная» коммуникация, какие системы ААС существуют, как правильно выбрать эффективную систему коммуникации для ребенка с ОВЗ; основные принципы работы по внедрению ААС.
Уметь: методически правильно осуществлять выбор системы ААС, учитывая психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ; обучать детей с ОВЗ различным системам ААС; консультировать родителей детей с ОВЗ по теме необходимости обучения ребенка с ОВЗ ААС.
Владеть: навыками обучения ААС детей с ОВЗ и их родителей.
- Общая трудоемкостьдисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 час.).
- Семестры:7 семестр
- Основные разделы дисциплины:
- основные понятия, роль и место ААС в коррекционной работе с детьми с ОВЗ;
- обзор существующих систем ААС;
- требования к символам системы ААС;
- использование жестов как средства коммуникации;
- пиктограммы, их виды, варианты применения;
- обучение глобальному чтению в системе ААС детей с ОВЗ;
- электронные средства коммуникации;
- сочетание различных систем и стратегий альтернативной и аугментативной коммуникации, составление коммуникативных карт;
- индивидуальный подбор системы ААС или сочетания элементов систем в коррекционной работе с различными категориями детей с ОВЗ;
- основные принципы работы по внедрению системы ААС.