44 03 03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль “дошкольная дефектология”
- Цель дисциплины: формирование способности к профессиональной деятельности в области комплексной профилактики детей с различными нарушениями в развитии на основе понимания онтогенезе развития ребенка, возможностей и способностей каждого ребенка, ведущей деятельности в каждом возрасте.
- Место дисциплины в структуре ОПОП бакалавриата.
Дисциплина «Игровая деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья» относится к вариативной части профессионального цикла ОПОП бакалавриата, модуль по выбору.
- Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций: ПК-1,2, 3.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
– особенности развития игровой деятельности в онтогенезе;
– психолого-педагогические основы развития игры у ребенка с ОВЗ, ее структурные компоненты; – теоретические основы и методику планирования игровой деятельности детей;
– содержание и способы организации и проведения игровой деятельности;
– основные виды настольных игр, дидактических игрушек, направленных на коррекцию и развитие высших психических функций и качеств личности детей с особыми образовательными потребностями;
– содержание и формы, специфику коррекционного воздействия через игрушку детей с различными нарушениями.
уметь:
– консультировать родителей о создании в семье игровой среды для полноценного развития ребенка с ОВЗ;
– обучать родителей доступным коррекционным приемам игрового взаимодействия;
– дифференцировать содержание и формы коррекционного воздействия с помощью игрушек на детей с различными нарушениями;
– квалифицированно использовать такие формы работы с родителями как: беседы, консультации, семинары, составление индивидуальных памяток, рекомендаций и др.;
– организовывать игровую и стимулировать самостоятельную игровую деятельность детей с ОВЗ; – использовать прямые и косвенные приемы руководства игрой;
– анализировать проведение игры и проектировать ее изменения в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей с ОВЗ.
владеть:
– навыками организации специальной охранительной среды в условиях семейного воспитания ребенка с учетом структуры его дефекта и психологических особенностей; межличностных отношений;
– навыками разработки рекомендаций по организации развивающих занятий с использованием игровых средств.
- Общая трудоемкостьдисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 час.).
- Семестры:3 семестр
- Основные разделы дисциплины:
- Исторический аспект развития игры. Социальная природа игры.
- Возникновение игры в онтогенезе. Психологические предпосылки сюжетно-ролевой игры.
- Особенности игровой деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (по категориям детей)
- Характеристика основным методов руководства игровой деятельностью дошкольников с отклонениями в развитии. Организация обучения.
- Создание условий для обучения игре детей в различных возрастных группах. Роль игрушки в развитии игры “проблемных” детей.
- Дидактические игры. Виды дидактических игр. Их место в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ.
- Сюжетно-ролевая игра и ее значение в создании психологической готовности ребенка с особыми образовательными потребностями к школьному обучению.