1. Цель освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины (модуля): формирование у студентов готовности к организации и проведению индивидуальных занятий в процессе коррекционно-методической работы с детьми.
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в состав вариативной части модуля “Дисциплины по выбору” и изучается в III семестре.
Базовыми для ее изучения являются знания и умения, полученные обучающимися в I и II семестрах.
Параллельно изучаются «Логопедия» (раздел «Дислалия», «Дизартрия») «Логопсихология», «Деонтология и речевая культура», «Лингвистические основы профессиональной деятельности», проводится производственная (педагогическая) практика.
Дисциплина является основой для изучения дисциплин, входящих в модули “Образование и психолого-педагогическая реабилитация лиц с ОВЗ”, для прохождения производственной практики и подготовки к итоговой аттестации.
3. Требуемые к результатам освоения дисциплины (модуля):
Изучение дисциплины направлено на формирование ряда компетенций выпускника, что обеспечивается приобретением соответствующих знаний, умений и опыта деятельности
ПК-2. Готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты.
Знать:
- принципы и приемы постановки, автоматизации и дифференциации звуков
- организацию и содержание индивидуальной логопедической работы в организациях образования, здравоохранения, в центрах психолого-педагогической реабилитации и коррекции;
- индивидуально-типологические проявления речевого дефекта и различия в динамике его преодоления
Уметь:
- анализировать структуру речевого дефекта при дислалии и дизартрии;
- осуществлять индивидуальную работу, создавать и апробировать модели индивидуальных логопедических занятий;
- учитывать результаты диагностического обследования для составления индивидуальных программ коррекции нарушенных функций
Владеть опытом:
- постановки, автоматизации и дифференциации звуков;
- отбора методик и разработки содержания индивидуальных логопедических занятий.
ПК-3. Готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ.
Знать:
- структуру речевого дефекта при дислалии и дизартрии и онтогенетические закономерности речевого развития;
- специфику индивидуальных занятий в зависимости от структуры речевого дефекта.
Уметь:
- планировать индивидуальную логопедическую работу с учетом структуры нарушения речи (фонетическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи);
Владеть опытом:
- составления перспективного плана индивидуальной логопедической работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи.
ПК-4. Способность к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности (ПК-4).
Знать:
- принципы организации и анализа образовательно-коррекционной деятельности;
Уметь:
- анализировать модели индивидуальных логопедических занятий, а также их фрагменты;
Владеть опытом:
- анализа и совершенствования индивидуальных логопедических занятий на разных этапах коррекционной работы.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 ЗЕТ (288 академических часов).
5. Семестр: 3
6. Основные разделы дисциплины (модуля):
- Индивидуальные занятия как особая форма организации логопедической работы с детьми.
- Этап подготовки к проведению индивидуальных занятий.
- Артикуляционная гимнастика в структуре индивидуального занятия. Активизация и развитие подвижности органов артикуляционного аппарата.
- Коррекция произносительной стороны речи. Принципы и приемы постановки, автоматизации и дифференциации
- Формирование речевого дыхания и развитие просодической стороны речи у детей с дизартрией в структуре индивидуального логопедического занятия
- Разработка индивидуальных занятий на разных этапах коррекционной работы и их анализ
7. Автор(ы) рабочей программы дисциплины (модуля): Мерзлякова В.П., канд.пед.наук, доцент кафедры логопедии