44 03 03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль “дошкольная дефектология”
1.Цель дисциплины: формирование у студентов знаний и умений, направленных на овладение ими методикой работы по развитию ритмической способности и произносительной стороной речи у детей с ОВЗ и использовать коррекционную ритмику в системе комплексных реабилитационных методик.
2.Место дисциплины в структуре ООП: Учебная дисциплина входит в вариативную часть «Блока 1. Дисциплины», модуль VI “Основы профессиональной деятельности учителя-дефектолога“
3.Требования к результатам освоения дисциплины: Дисциплина (модуль) направлена на формирование следующих компетенций выпускника: (ПК-1); (ПК-2); (ПК-3); (ПК-6); (ПК-10).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать: о структуре ритмической способности человека и генезе чувства ритма у ребенка дошкольного возраста; об особенностях развития ритмической способности у детей с нарушениями психомоторного развития; об естественно-научных и психолого-педагогических основах коррекционной ритмики; о коррекционно – развивающем значении использования музыки и движений в системе воспитания и обучения детей в специальных дошкольных учреждениях;
уметь: организовывать и планировать работу по развитию ритмической способности на специальных занятиях и в разных видах деятельности; в ходе занятий по коррекционной ритмике проводить коррекционно-педагогическую работу по развитию у слухового восприятия (в том числе и с помощью электроакустической аппаратуры); формированию правильных, ритмичных координированных движений; внимания, памяти, пространственных представлений и ориентировок, развитию речи и др., используя разные сочетания ритмических, музыкально-ритмических и логоритмических упражнений; использовать фонетическую ритмику в работе по формированию и развитию произносительной стороны устной речи у детей с нарушениями слуха; использовать логопедическую ритмику для развития и коррекции разных сторон речевой деятельности; отбирать и применять методические приемы коррекционной работы с детьми с учетом индивидуальных особенностей их психо-физического развития; изготавливать специальные наглядные пособия для работы по коррекционной ритмики в специальных дошкольных учреждениях.
владеть: средствами, методами и приемами развития ритмической способности; навыками организации, содержания и методиками работы по коррекционной ритмике с различными категориями детей с проблемами в развитии
4.Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72часа).
5.Семестры: 5 семестр
6.Основные разделы дисциплины:
- Теоретические аспекты развития ритмической способности человека. Ритмическая организация деятельности человека.
- Состояние ритмической способности детей с проблемами в развитии.
- Коррекционная ритмика (история развития; цели и задачи; средства, методы и приемы).
- Организация и содержание занятий по коррекционной ритмике. Характеристика методов и приемов работы. Особенности использования коррекционной ритмики в воспитании и обучении детей с проблемами в развитии.
- Использование фонетической ритмики в системе формирования произносительной стороны устной речи у детей с нарушениями слуха.
- Логоритмика. Задачи, методы, средства. Использование логоритмики в коррекции различных речевых нарушений.
Автор(ы): Казанская В.Л., доцент, , доцент