44 03 03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль “дошкольная дефектология”
- Цель дисциплины: Целью освоения дисциплины является формирование художественной культуры, гуманистического подхода к детям с ОВЗ, готовности к адекватному использованию технологий изобразительной деятельности детей с ОВЗ в системе специального образования
- Место дисциплины в структуре ОПОП бакалавриата
«Изобразительная деятельность детей с ОВЗ» как дисциплина модуля по выбору изучается во втором семестре второго курса параллельно с дисциплинами «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ЗПР», «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с тяжелыми интеллектуальными нарушениями» и «Психолого-педагогическая диагностика развития детей с ОВЗ». Компетенции, сформированные в ходе изучения дисциплины, ложатся в основу ВКР. Материалы дисциплины могут быть использованы при написании выпускных квалификационных работ, а также для формирования компетенций, необходимых для практической работы с детьми с ОВЗ в системе специального образования.
- Требования к результатам освоения дисциплины: ПК-1, 2, 3, 6, 10
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
– о изобразительных методиках и возможностях их применения в работе с детьми с ОВЗ;
-особенности использования различных изобразительных методик;
– психолого-педагогические основы развития изобразительной деятельнсоти у ребенка с ОВЗ, ее структурные компоненты;
– теоретические основы и методику планирования изобразительной деятельности детей;
– содержание и способы организации и проведения изобразительной деятельности;
– основные виды изобразительных методик, направленных на коррекцию и развитие высших психических функций и качеств личности детей с особыми образовательными потребностями;
– содержание и формы, специфику коррекционного воздействия через изобразительную деятельность детей с различными нарушениями.
уметь:
– осуществлять анализ эффективности технологий изобразительной деятельнсоти в инклюзивном образовании детей с ОВЗ.
консультировать родителей о создании изобразительной среды для полноценного развития ребенка с ОВЗ;
– – развитие ориентировки в различных видах художественной деятельности, доступной детям с ОВЗ
обучать родителей доступным коррекционным приемам изобразительной деятельности;
владеть:
– навыками организации специальной охранительной среды в условиях семейного воспитания ребенка с учетом структуры его дефекта и психологических особенностей; межличностных отношений;
– навыками разработки рекомендаций по организации развивающих занятий с использованием изобразительных средств.
- Общая трудоемкостьдисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 час.).
- Семестры:4 семестр
- Основные разделы дисциплины:
- Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ.
- Теоретические основы изобразительной деятельности.
- Взгляды отечественных и зарубежных ученых на использование искусства как средства развития и коррекционного воспитания детей с ОВЗ.
- Роль педагога в развитии творческих способностей детей с ОВЗ.
- Изобразительная деятельность в инклюзивном образовании.