44 03 03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль “дошкольная дефектология”
1. Цель освоения дисциплины: формирование у бакалавров представлений о теоретико-методологических основах оказания фонопедической помощи детям и взрослым с нарушениями звучания голоса и речи, ее базовых категориях, принципах, своеобразии методов и приемов, о закономерностях психоречевого развития при различных видах нарушений, правильного понимания сущности нарушений нормального хода развития.
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Учебная дисциплина входит в вариативную часть «Блока 1. Дисциплины» и является дисциплиной по выбору. Ее освоение является логическим продолжением знакомства с профессиональными аспектами деятельности учителя – логопеда, заложенными в ходе изучения ряда курсов, представленных в модуле «Образование и психолого-педагогическая реабилитация лиц с ОВЗ».
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-6, ПК-10.
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
-этиопатогенез и симптоматику нарушений голоса;
-основные возрастные и функциональные возможности развития голоса, особенностей патологических состояний голоса у детей, у подростков и у взрослых;
-основы специальных методик, технологий профилактической, диагностической и коррекционно-педагогической направленности на проблемы лиц с голосовыми нарушениями;
– современные достижения в области отечественной теории и практики логопсиходиагностики и логопсихокоррекции лиц с нарушениями голоса;
уметь:
– проводить психолого-педагогическое и обследование лиц с нарушением голоса;
– изучать медицинскую, педагогическую и логопедическую документацию;
– диагностировать мелодико-интонационные нарушения речи.
-определять первичность и вторичность ведущего нарушения;
– определять специфические психологические особенности у лиц с мелодико-интонационными нарушениями речи.
– консультировать родителей, имеющих детей с мелодико-интанационными нарушениями речи.
– включаться в комплексную медико-психолого-педагогическую работу с детьми, имеющими мелодико-интанационные нарушениями речи.
– пропагандировать логопедические знания, необходимые для профилактики и своевременной коррекции мелодико-интанационных нарушений речи.
. проводить профилактическую работу.
владеть навыками:
организовывать и проводить диагностическое обследование;
– организовывать коррекционно-развивающий процесс;
– обеспечивать профилактические мероприятия;
– оказывать психологическую помощь в экстремальных ситуациях;
– вести культурно-просветительскую деятельность для пропаганды логопедических знаний;
– методологией психолого-педагогического изучения детей, имеющих нарушения в развитии речи;
– практическими навыками психолого-педагогического и логопедического обследования;
– анализом педагогической документации.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).
5. Семестр: 7
6. Основные разделы дисциплины:
Раздел 1. Научно-теоретические основы фонопедии.
Фонопедия как наука, изучающая голос во всех его проявлениях.
Раздел 2. Нарушения голоса. Формирование голоса ребенка в нормальных условиях его развития. Причины нарушений звучания голоса. Основные классификации нарушений голоса.
Раздел 3. Коррекция нарушений голосовой функции. Обследование состояния голоса. Восстановление и развитие голоса. Детский голос. Охрана голоса у детей. Профилактика нарушений голоса у лиц голосоречевых профессий.
7. Автор(ы) рабочей программы дисциплины (модуля):
Давидович Людмила Рафаиловна, профессор, кандидат педагогических наук.