- Цель освоения дисциплины – сформировать у студентов бакалавриата готовность к анализу и усвоению теоретических основ, содержания и методики коррекционно-направленной подготовки к обучению грамоте дошкольников с нарушениями речи.
- Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Подготовка к обучению грамоте дошкольников с нарушениями речи» входит в модуль по выбору «Логопедическое сопровождение образовательного процесса».
Для освоения дисциплины «Подготовка к обучению грамоте дошкольников с нарушениями речи» студенты бакалавриата используют знания, умения и навыки, приобретенные в ходе изучения дисциплин «Логопедия», «Когнитивное и речевое развитие ребенка», «Нарушения освоения языковой системы», «Методика обучения русскому языку детей с нарушениями речи», «Логопедическая работа в системе нейрореабилитации», «Логоритмика», «Дифференциальная диагностика речевых нарушений». Данная дисциплина изучается в параллели с дисциплиной: «Моделирование образовательных программ для детей с ОВЗ». Рассматриваемая дисциплина является базовой для подготовки к педагогической практике и ГИА.
- Требуемые к результатам освоения дисциплины (модуля):
Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника:
способностью осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся (ОПК-3);
способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);
готовностью к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ (ПК-3);
- Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 ЗЕТ
- Семестр: 8
- Основные разделы дисциплины:
- Психологические основы подготовки детей с нарушениями речи к обучению грамоте.
- Развитие моторной сферы дошкольников. Значимость сформированности моторных функций для процесса овладения грамотой.
- Формирование графо-моторного навыка как базовой предпосылки процесса письма.
- Оптико-пространственная ориентация и зрительный гнозис дошкольников с нарушениями речи и их формирование.
- Формирование навыков языкового анализа и синтеза, являющихся базой для овладения грамотой. Трудности усвоения навыков языкового анализа и синтеза, характерные для дошкольников с нарушениями речи.
- Основы психофизиологии письма и чтения. Роль межанализаторных связей в формировании навыков чтения и письма. Особенности анализаторной деятельности и межанализаторных связей у детей с нарушениями речи.
- Методические основы выявления уровня готовности дошкольников к обучению грамоте.
- Изучение различных аспектов готовности дошкольников с нарушениями речи к обучению грамоте.
- Основные направления работы и методические рекомендации по подготовке к обучению грамоте дошкольников с нарушениями речи.
- Разработка планов и конспектов занятий по подготовке к овладению письмом и чтением дошкольников с нарушениями речи.
- Автор(ы) рабочей программы дисциплины (модуля):
Бабина Г. В. профессор кафедры логопедии к.п.н., доцент