- Цель освоения дисциплины
Цель дисциплины: приобретениц студентами профессиональных умений и опчта поределен я условий, обеспечивающих нормальное развитие речи у детей методами логопедической помощи по предупреждению появления речевых нарушений и последствий речевой патологии.
- Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина по выбору «Профилактика речевых нарушений» относится к вариативной части учебного плана. Для освоения дисциплины «Предупреждение речевых нарушений» студенты используют знания, умения и навыки, полученные и сформированные в ходе изучения дисциплин: «Специальная педагогика», «Специальная психология», «Невропатология», «Логопедия» и др.
Дисциплина изучается параллельно с дисциплинами «Формирование общения у детей с ОВЗ раннего возраста», «Методика нейропсихологического обследования», «Речевое общение детей с недоразвитием речи», «Коррекционно-развивающая работа с детьми в учреждениях компенсирующего вида»и др.
Освоение дисциплины «Предупреждение речевых нарушений» является необходимой основой для прохождения педагогической практики и подготовки к итоговой государственной аттестации.
- Требуемые к результатам освоения дисциплины (модуля):
Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:
– готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты (ПК-2);
– способность к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития (ПК-5);
– готовность к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением (ПК-7)
- Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 ЗЕТ (108 академических часов).
- Семестр: 4
- Основные разделы дисциплины (модуля):
- Биологические и социальные факторы, обеспечивающие нормальное речевое развитие детей.
- Периодизация возрастов и возрастные кризы.
- Асинхронность развития функциональных систем.
- Первичная, вторичная и третичная профилактика речевых нарушений.
- Биологические факторы риска речевой патологии.
- Социальные факторы риска речевой патологии.
- Первичная профилактика речевых нарушений.
- Вторичная профилактика. Предупреждение нарушений психического развития ребенка.
- Третичная профилактика. Предупреждение нарушений социальной адаптации.
- Автор(ы) рабочей программы дисциплины (модуля):
Белякова Л.И., профессор кафедры логопедии, д.м.н., профессор