- Цель освоения дисциплины:
Формирование у студентов профессиональных компетенций в области коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативной деятельности у лиц с нарушениями слуха.
- Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Коммуникативная деятельность лиц с нарушениями слуха: особенности, нарушения и коррекция» относится к модулю «Технологии и/или методики изучения, обучения и реабилитации детей и взрослых с ОВЗ)». Для освоения дисциплины «Коммуникативная деятельность лиц с нарушениями слуха: особенности, нарушения и коррекция» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин: «Сурдопедагогика», «Сурдопсихология», «Технологии обучения русскому языку и литературе», «Технологии обучения восприятию и воспроизведению устной речи», «Технологии духовно-нравственного развития лиц с нарушением слуха». «Технологии коррекционно-развивающей работы с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста».
Освоение дисциплины «Коммуникативная деятельность лиц с нарушениями слуха: особенности, нарушения и коррекция» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Технологии ознакомления с окружающим миром», «Моделирование образовательных программ для детей с ОВЗ» дисциплин по выбору студентов модуля «Индивидуально-дифференцированный подход в системе слухоречевой реабилитации», прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.
- Требования к результатам освоения дисциплины(модуля):
Дисциплина (модуль) направлена на формирование следующих компетенций выпускника:
- способность к рациональному выбору и реализации коррекционно- образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);
- готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);
- способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);
- готовность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ (с нарушением слуха), их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);
- готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);
- способность к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10);
- готовность к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением слуха) и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ (с нарушением слуха) и их семьями (ПК-13).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- теоретические основы процесса формирования коммуникативной деятельности у слышащих детей дошкольного и школьного возраста;
- научно-методические основы коррекционно-развивающей работы по формированию, развитию и совершенствованию различных видов речевой деятельности в системе специального образования и инклюзивного обучения лиц с нарушениями слуха;
- историю развития зарубежных и отечественных методических систем обучения (в частности языку) глухих и слабослышащих, современные достижения науки и практики в коррекционно-развивающей работе по формированию устного и письменного словесного общения;
- задачи, содержание, организацию и методику формирования и коррекции речевой деятельности у разных категорий детей с нарушениями слуха (ранооглохших, позднооглохших, слабослышащих, с минимальными нарушениями слуха, после кохлеарной имплантации);
- задачи, содержание, организацию и методику формирования и коррекции устной и письменной речевой деятельности у детей с нарушениями слуха младенческого, раннего, дошкольного, школьного возраста, взрослых);
- возможности и особенности использования средств невербальной коммуникации в процессе формирования коммуникативной деятельности у лиц с нарушениями слуха;
- особенности формирования коммуникативной деятельности лиц с нарушениями слуха в условиях словесно-жестового двуязычая (билингвизма);
- технологии консультирования семьи, воспитывающей ребенка с нарушенным слухом, по вопросам формирования словесного общения;
уметь:
- организовывать и осуществлять образовательно-коррекционную работу, направленную на формирование у лиц с нарушениями слуха устной и письменной коммуникативной деятельности;
- проводить специальную работу по развитию и совершенствованию устных и письменных коммуникативных навыков с учетом современных требований ФГОС НОО для лиц с ОВЗ;
- осуществлять мониторинг достижений учащихся в области коммуникативной деятельности, анализ полученных результатов, выработку на их основе рекомендаций, направленных на повышение эффективности образовательно-коррекционного процесса;
- проводить внеурочную работу по развитию и совершенствованию навыков словесного общения обучающихся;
- разрабатывать сценарии общешкольных мероприятий, осуществлять подготовку учащихся к устным выступлениям;
- активно использовать в образовательно-коррекционном процессе электроакустическую аппаратуру, компьютерные технологии;
- подбирать и создавать оригинальный авторский дидактический материал для отработки конкретных коммуникативных компетенций;
- разрабатывать и проводить коммуникативные тренинги с привлечением слышащих собеседников;
- осуществлять консультирование коллег по вопросам развития и совершенствования навыков словесного общения обучающихся в ходе образовательной и внеурочной деятельности;
- проводить консультирование родителей по вопросам формирования словесного общения детей с нарушениями слуха в условиях семьи;
владеть:
- навыками организации, планирования и проведения коррекционно-развивающей работы с использованием различных видов речевой деятельности, с лицами, имеющими нарушения слуха;
- навыками проведения текущего и периодического контроля достижений учащихся, осуществления анализа полученных данных, выработки на их основе рекомендаций, направленных на повышение эффективности образовательно-коррекционного процесса;
- навыками реализации индивидуального подхода к обучающимся с учетом состояния их слуховой функции, имеющихся средств звукоусиливающей поддержки, особенностей структуры нарушения, речевого развития, сформированных навыков восприятия и воспроизведения устной речи, состояния интеллекта, двигательной сферы и других особенностей;
- навыками осуществления анализа собственной профессиональной деятельности, а также деятельности коллег, родителей (их законных представителей) в области формирования устной и письменной коммуникации детей с нарушениями слуха, определения путей совершенствования образовательно-коррекционного процесса в условиях выполнения научно-методической работы;
- навыками ознакомления общественности с особенностями, возможностями и достижениями лиц с нарушениями слуха в области устной и письменной коммуникации.
- Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет 6 зачетных единиц (216 часов: лекции – 42ч., практ.занятия – 98ч., самост.работа – 76ч.).
- Семестр: 7
- Основные разделы дисциплины (модуля):
Теоретические основы процесса формирования коммуникативной деятельности у лиц с нарушениями слуха.
Научно-методические основы коррекционно-развивающей работы с использованием различных видов речевой деятельности, в процессе реализации приоритетных направлений формирования коммуникативной деятельности лиц с нарушениями слуха.
Коррекционно-развивающие технологии обучения устной коммуникации лиц с нарушениями слуха.
Коррекционно-развивающие технологии обучения письменной коммуникации лиц с нарушениями слуха.
Развитие у школьников с нарушениями слуха коммуникативных компетенций с учётом современных требований ФГОС НОО для лиц с ОВЗ.
Особенности развития словесного общения детей с нарушениями слуха в семье: проблемы и поддержка.
- Автор рабочей программы дисциплины :
Малхасьян Елена Ароновна, профессор, к.п.н., ст. научн.сотр.
Компетенции:
ПК 1 способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья
ПК 2 осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
ПК 3 готовностью к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
ПК 6 способностью осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы
ПК 10 способностью проводить работу по духовно-нравственному, эстетическому развитию лиц с ограниченными возможностями здоровья, приобщению их к историческим ценностям и достижениям отечественной и мировой культуры