- Цель освоения дисциплины: развитие навыков самопонимания (личностной рефлексии), жизненного самоопределения (цели, ценности, смысло-жизненные ориентации), а также освоение навыков конструктивного взаимодействия. Студенты познакомятся с категориями психологии самосознания: жизненным миром личности, полисубъектным содержанием субъективной психологической реальности, закономерностями процесса саморазвития.
- Место дисциплины в структуре ООП:
Б1.В.ДВ.1.2. Дисциплина относится к дисциплинам по выбору.
- Требования к результатам освоения дисциплины:
ОК-5, ОК-6, ОПК-2, ППК-5, ППК-6, ППК-8, ППК-9
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- закономерности функционирования сознания и бессознательного;
- особенности развития личности и межличностных отношений в онтогенезе;
- закономерности развития рефлексивности и осознанности в самосознании;
- коммуникативные приемы изменения состояний сознания;
уметь:
- самостоятельно разбираться в постановке и решении проблем, связанных с проблемой самосознания и самопонимания;
- проводить аутодиагностику состояния сознания и феноменов собственного самосознания;
- анализировать информацию и самостоятельно работать с литературными источниками в рамках проблем психологии сознания и личности;
- организовывать процесс наблюдения, фиксировать результаты и проводить интерпретацию результатов наблюдения с позиции общей психологии;
- использовать приемы и психотехники понимающей коммуникации в межличностных отношениях;
владеть:
- навыками работы с учебной и научной психологической литературой;
- методами организации и проведения психологического исследования;
- навыками анализа состояний и феноменологии сознания и самосознания;
- Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, (72 часа).
- Семестр: 2
- Основные разделы:
- Самосознание и сознание: функции, состояния, образ Я. Переживание как внутренняя деятельность.
- Бессознательное: топология, феномены.
- Измененные состояния сознания: методы саморегуляции, методы влияния.
- Телесность как бессознательное.
- Отношение с Другим как отражение отношения с собой. Неосознаваемое в отношениях с Другим.
- Неосознаваемое в коммуникации. Текст как бессознательное.
- Самосознание: структура, феноменология.
- Отношение к жизни как целому: осознанное и бессознательное в способах и стратегиях линий жизни.
Автор:
Федосеева А.М., доцент кафедрой психологической антропологии, к.психол.н., доцент, amfedoseeva@gmail.com