- Цель освоения дисциплины: развитие умений понимать и выстроить диалогические отношения с другим участником образовательного процесса: коллегой, родителем ученика, самим учеником; формирование социально-перцептивной и коммуникативной компетентности студентов в педагогической деятельности.
- Место дисциплины в структуре ООП:
Б1.В.ДВ.1.2. Дисциплина относится к дисциплинам по выбору.
- Требования к результатам освоения дисциплины:
ОК-5, ОК-6, ОПК-2, ППК-5, ППК-6, ППК-8, ППК-9
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- феноменологию трудных ситуаций взаимодействия;
- особенности развития личности и межличностных отношений в онтогенезе;
- психотехники коммуникации и их особенности;
- психологические особенности коммуникации в группе и групповые процессы.
уметь:
- самостоятельно разбираться в постановке и решении проблем, связанных с проблемами организации взаимодейсвтия;
- проводить аутодиагностику собственных перцептивных и коммуникативных способностей;
- анализировать информацию и самостоятельно работать с литературными источниками в рамках проблем психологии межличностного взаимодействия;
- организовывать процесс наблюдения, фиксировать результаты и проводить интерпретацию результатов наблюдения с позиции социальной психологии;
- использовать приемы и психотехники понимающей коммуникации в межличностных отношениях;
владеть:
- навыками эмпатического слушание,
- активными техниками слушания,
- навыками оказания поддержки,
- навыками устанавливать и удерживать психологические границы в процессе взаимодействия (противостоять манипуляциям),
- умением выражать собственные негативные чувства без разрушения отношений с другим участником трудной ситуации.
- Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, (72 часа).
- Семестр: 3
- Основные разделы:
- Трудные ситуации взаимодействия: феноменология, основные понятия.
- Психотехники конструктивного взаимодействия: эмпатия, поддержка, Я-сообщение, умение устанавливать и удерживать нормы взаимодействия.
- Трудные ситуации взаимодействия с родителями.
- Модерация трудной ситуации во взаимодействии других участников.
- Личностные предпосылки саморегуляции в трудных ситуациях взаимодействия.
Авторы: Федосеева А.М., доцент кафедрой психологической антропологии, к.психол.н., доцент, amfedoseeva@gmail.com