Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Аннотация рабочей программы дисциплины «Проектирование и реализация программы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзивного образования»

  1. Цель освоения дисциплины – формирование готовности к участию в проектировании и реализации программных материалов (адаптированной образовательной программы, программы коррекционной работы, рабочей программы педагога), используемых педагогом-дефектологом (сурдопедагогом) в образовательно-коррекционном процессе, на основе примерных, типовых программ.
  2. Место дисциплины в структуре образовательной программы:

Дисциплина «Проектирование и реализация программы коррекционной работы с детьми в условиях инклюзивного образования» входит в модуль «Индивидуально-дифференцированный подход в системе слухоречевой реабилитации» вариативной части учебного плана  по направлению подготовки 44.03.03. «Специальное (дефектологическое) образование» (профиль Сурдопедагогика) на третьем году обучения (5 и 6 семестры)

  1. Требования к результатам освоения дисциплины

Изучение дисциплины направлено на овладение обучающимися профессиональными компетенциями:

ПК 1 – способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья,

ПК 2 – осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты,

ПК 3 – готовностью к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья,

ПК 6-  способностью осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы,

ПК 10-  способностью проводить работу по духовно-нравственному, эстетическому развитию лиц с ограниченными возможностями здоровья, приобщению их к историческим ценностям и достижениям отечественной и мировой культуры.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

  • основные положения федеральных нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы обеспечения специальных условий обучающимся с ограниченными возможностями здоровья  (ОВЗ) при получении ими общего и профессионального образования,
  • принципы и подходы к проектированию индивидуального образовательного маршрута обучающегося с нарушениями слуха при получении им дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования,
  • магистральные линии коррекционно-педагогической работы с детьми с особенностями слуха разного возраста, обучающимися в отдельных образовательных организациях и инклюзивно.

уметь:

  • анализировать варианты адаптированных образовательных программ в части их соответствия основным структурным требованиям,
  • читать и понимать учебные планы и планы коррекционных занятий, соотносить их содержание с требованиями примерных программных документов и результатами диагностики конкретного ребенка с нарушениями слуха,
  • проводить оценку комплементарности содержания адаптированной образовательной программы, программы коррекционной работы и программ дисциплин/коррекционных курсов.

владеть:

  • навыком использования алгоритмов составления адаптированных образовательных программ при специальном и инклюзивном образовании детей с нарушениями слуха, основанных на рекомендациях психолого-медико-педагогических комиссий, с учетом требований к специальным условиям, приведенным в индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалида (при наличии),
  • навыком планирования собственных профессиональных действий при работе в команде специалистов по разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с проблемами слуха,
  • навыком оценки и рецензирования (составления простой рецензии) чужих программных продуктов, составленных в отношении глухих, слабослышащих и кохлеарно имплантированных обучающихся.
  1. Общая трудоемкость дисциплины составляет 5зачетных единиц: 5семестр – 2 зачетные единицы (72 акад. час.; из них – лекции 17 час., практические занятия 17 час., самостоятельная работа – 38 час.; 6 семестр – 3 зачетные единицы  (108 акад. час.; из них –  лекции – 15 час., практические зан. – 30 час., самостоятельная работа – 63 час.
  2. Семестры: 5,6.
  3. Основные разделы дисциплины:

Раздел  1.  Современные требования к проектированию и обеспечения качества образования обучающихся с нарушениями слуха.

Раздел 2.  ФГОС НОО для обучающихся с нарушениями слуха.

Раздел 3.  Требования к комплементарности адаптированных образовательных программ (АОП), программ коррекционной работы и рабочих программ учебных дисциплин/коррекционных курсов.

Раздел 4. Технология составления АОП для обучающихся с нарушениями слуха в разных институциональных условиях (отдельные школы/классы, инклюзия).

Раздел 5. Реализация особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями в доступности и безопасности образовательного процесса.

  1. Автор рабочей программы дисциплины:

Соловьева Т.А., директор Института детства МПГУ, зав. кафедрой инклюзивного образования и сурдопедагогики, к.п.н., доцент