- Цель освоения дисциплины – формирование готовности к участию в проектировании и реализации программных материалов (адаптированной образовательной программы, программы коррекционной работы, рабочей программы педагога), используемых педагогом-дефектологом (сурдопедагогом) в образовательно-коррекционном процессе, на основе примерных, типовых программ.
- Место дисциплины в структуре образовательной программы:
Дисциплина «Проектирование и реализация программы коррекционной работы с детьми в условиях инклюзивного образования» входит в модуль «Индивидуально-дифференцированный подход в системе слухоречевой реабилитации» вариативной части учебного плана по направлению подготовки 44.03.03. «Специальное (дефектологическое) образование» (профиль Сурдопедагогика) на третьем году обучения (5 и 6 семестры)
- Требования к результатам освоения дисциплины
Изучение дисциплины направлено на овладение обучающимися профессиональными компетенциями:
ПК 1 – способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья,
ПК 2 – осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты,
ПК 3 – готовностью к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья,
ПК 6- способностью осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы,
ПК 10- способностью проводить работу по духовно-нравственному, эстетическому развитию лиц с ограниченными возможностями здоровья, приобщению их к историческим ценностям и достижениям отечественной и мировой культуры.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- основные положения федеральных нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы обеспечения специальных условий обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) при получении ими общего и профессионального образования,
- принципы и подходы к проектированию индивидуального образовательного маршрута обучающегося с нарушениями слуха при получении им дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования,
- магистральные линии коррекционно-педагогической работы с детьми с особенностями слуха разного возраста, обучающимися в отдельных образовательных организациях и инклюзивно.
уметь:
- анализировать варианты адаптированных образовательных программ в части их соответствия основным структурным требованиям,
- читать и понимать учебные планы и планы коррекционных занятий, соотносить их содержание с требованиями примерных программных документов и результатами диагностики конкретного ребенка с нарушениями слуха,
- проводить оценку комплементарности содержания адаптированной образовательной программы, программы коррекционной работы и программ дисциплин/коррекционных курсов.
владеть:
- навыком использования алгоритмов составления адаптированных образовательных программ при специальном и инклюзивном образовании детей с нарушениями слуха, основанных на рекомендациях психолого-медико-педагогических комиссий, с учетом требований к специальным условиям, приведенным в индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалида (при наличии),
- навыком планирования собственных профессиональных действий при работе в команде специалистов по разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с проблемами слуха,
- навыком оценки и рецензирования (составления простой рецензии) чужих программных продуктов, составленных в отношении глухих, слабослышащих и кохлеарно имплантированных обучающихся.
- Общая трудоемкость дисциплины составляет 5зачетных единиц: 5семестр – 2 зачетные единицы (72 акад. час.; из них – лекции 17 час., практические занятия 17 час., самостоятельная работа – 38 час.; 6 семестр – 3 зачетные единицы (108 акад. час.; из них – лекции – 15 час., практические зан. – 30 час., самостоятельная работа – 63 час.
- Семестры: 5,6.
- Основные разделы дисциплины:
Раздел 1. Современные требования к проектированию и обеспечения качества образования обучающихся с нарушениями слуха.
Раздел 2. ФГОС НОО для обучающихся с нарушениями слуха.
Раздел 3. Требования к комплементарности адаптированных образовательных программ (АОП), программ коррекционной работы и рабочих программ учебных дисциплин/коррекционных курсов.
Раздел 4. Технология составления АОП для обучающихся с нарушениями слуха в разных институциональных условиях (отдельные школы/классы, инклюзия).
Раздел 5. Реализация особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями в доступности и безопасности образовательного процесса.
- Автор рабочей программы дисциплины: